3 eseje /o fotografiach L’uba Stacha/
3 essays on photographs by Lubo Stacho
Jana Gerzova, Auriel Hrabushinsky, Alena Vrbanova. Preface by Wendy Watriss.
FO ART 2004, Slovakia. Slovak\English.
ISBN 80-88973-13-9

Любо Стахо, 1998
Любо Стахо, 1998

«Чувственная мысль, поэтический взгляд». Так назвала свое представление новой книги о словацком фотографе Любомире Стахо куратор Международного фестиваля фотографии FotoFest в Хьюстоне, США Венди Вотрисс (Wendy Watriss): «Работы Любо Стахо как возвышенные поэмы о культуре и времени. В них заключены пласты смыслов и метафор, обращенных к непосредственному временному и вечному духовному опытам человека. Иногда эти изображения стоят обособленно, подобно метафорам истории, иногда изображения соединены попарно, отчего обыденные предметы приобретают новые смыслы, стоящие выше повседневности.»

Фотографические монографии строятся по-разному. Один из редких для западной культуры, но едва ли не единственный, известный в нашей стране способ — собрать под одну обложку мнения всех писавших о фотографе. Любо Стахо — один из классиков актуального искусства Словакии, работающий исключительно с фотографическим медиа и преподающий фотографию в Высшей школе (Академии) изобразительных искусств в Братиславе. В новой монографии о его творчестве опубликованы три специально написанные для книги работы ведущих словацких специалистов по фотографии: Герцова анализирует концептуальную документацию Стахо, Грабушинский — инсталляционные проекты и перфомансы, Врбанова — фотомонотипии и работы на фотографической ткани. Для владеющих английским языком эта книжка как хороший учебник по истории фотографии Восточной Европы последних трех десятилетий: неофициальная фотография 1970-х и 1980-х, основные направления художественной фотографии, выросшей из документальной любительской фотографии и концептуального искусства, само-документация и обращение к истории. Для тех, кто в книгах по фотографии ищет изображения — множество новый идей. Для знающих историю российской фотографии того же периода — любопытное наблюдение: фонтанирующий новыми образами Стахо чрезвычайно похож с великим выдумщиком Чежиным. Оба работали в одном дискурсе, несмотря на границы, отсутствие обмена информацией, неофициальный статус fhn-фотографии 1980-х, и оба в 1990-х приобрели мировую известность. Так что «Три эссе о фотографиях Любо Стахо» — еще одно подтверждение реальности Восточноевропейской фотографии, среди школ которой диалог происходит несмотря ни на какие преграды.