Нижний Новгород 05.08 — 08.08.2004

В начале августа столица Поволжья принимала гостей — фотографов из Москвы, городов, стоящих на Волге, из центральной России, Урала, Сибири. Здесь открывался масштабный фотографический фестиваль «Волжское биеннале»¸ собравший рекордное по нынешним временам число участников и зрителей. Организаторами столь важного мероприятия выступили Союз фотохудожников России (председатель А. Баскаков) и нижегородский Русский музей фотографии (директор В. Тарасова) при финансовой поддержке Министерства культуры РФ и местного министерства культуры. Была подготовлена обширная программа, основу которой составили разнообразные выставки, экспонированные в лучших выставочных залах города. Замысел организаторов заключался в том, чтобы познакомить массового зрителя с достижениями отечественной светописи ХХ века и современными творческими проектами.

В Государственном выставочном комплексе Нижнего Новгорода разместилась главная выставка фестиваля, подытожившая российский фотоконкурс «Люди на Волге». Здесь же показывались работы на свободную тему, так что после долгого перерыва фотохудожники смогли вынести на суд зрителей проекты, на разном материале отражающие жизнь современной России и в то же время — образ мышления авторов Классика отечественной светописи прошлого века демонстрировалась в Художественном музее — экспозиция «Русская пикториальная фотография» (1910-20 гг.) давала представление о том какой вклад внес русский пикториализм в мировую фотографию, а «Эпоха оптимизма»(1920-60 гг.) в лучших образцах советского фоторепортажа рисовала в общем официальную картину жизни строителей социализма. Но сегодняшнего зрителя привлекает не содержание этих фотографий, а их формальное совершенство — они учат умению выразительно передавать материал. Русский музей фотографии выставил оригинальную подборку снимков на «летнюю» тему — «Пляж солнце и вода» из советского наследия 1930—1950 гг., а Литературный музей — коллекцию оригинальных фотографий М. Дмитриева из цикла «Старообрядчество лесного Заволжья» (1890-е гг.). В Музее истории и культуры показали небольшую коллекцию пресс-фотографии агентства «Рейтер» — можно было сравнивать западную фотожурналистику с нашей.

Показ фотографий на семинарах и мастер-классах с участием видных российских и зарубежных мастеров, споры и дискуссии, научная конференция по истории фотографии вызывали неизменно интерес участников фестиваля. И еще была насыщенная культурная программа. Фестиваль в Нижнем Новгороде положил начало еще одной замечательной традиции, его значимость лишний раз подчеркнуло то, что в эти же дни здесь прошел очередной съезд Союза фотохудожников, переизбравший свои руководящие органы. Председателем Союза снова был избран А. Баскаков*. Для города фестиваль явился заметным событием в культурной жизни, для поклонников фотографии — праздником. Будем ждать следующего биеннале.

* В знак завершения фестиваля один из секретарей Союза совершил, отчасти безрассудный, но, тем не менее, знаменательный поступок: переплыл туда и обратно Волгу напротив Макарьевского монастыря (куда прибыли на экскурсию фотохудожники).