Было холодно. Моросил дождь. Темнело. Люди толпились у дверей, пытаясь попасть на фестиваль в последние час-полтора. Но, наученные опытом, охранники закрыли дверь на замок и не реагировали на просьбы «пустить хоть на минуточку».

И организаторы приняли решение сделать следующий 10-й Фестиваль в другом месте — чтобы выставки люди могли смотреть хотя бы в течение 2—3-х недель, а программа выступлений/дискуссий/презентаций продолжалась бы неделю. Но это про будущее,… а мы попытаемся сложить картинку только что прошедшего 9-ого Ежегодного Международного Московского фестиваля профессиональной фотографии «Интерфото 2003».

Фестиваль проходил с 10 по 12 октября в Москве в выставочном зале «Новый Манеж» и собрал более 2500 посетителей за три дня, среди которых фотографы-профессионалы, фотолюбители и просто люди, интересующиеся искусством фотографии. В этом году программа оказалась очень насыщенной — выступления звезд мировой фотожурналистики, несколько круглых столов, просмотр портфолио, презентации технических новинок, несколько интереснейших выставок, которые тоже надо было посмотреть в перерывах между мероприятиями и конечно общение между самими участниками — встретить старых друзей и познакомиться с новыми.

Очень острую тему подняла лекция Колина Джекобсона, в которой он показывал на конкретных примерах возможности современной фотожурналистики. Как можно сфабриковать событие, которого вообще не происходило, как можно при помощи фотографий придать описываемому совершенно иной смысл — он нагнетания истерии и игры на низших эмоциях и штампах до попытки увидеть в происходящем проявление человеческого бытия. Колин говорил об ответственности фотожурналиста перед теми, кто будет смотреть на его фотографии — очень непростой позиции фотожурналиста — одновременно гражданина, художника и объективного реалиста.

Совсем другой аспект профессии фотографа представил Эмори Кристоф (фотограф «National Geographic») — один из пионеров глубоководной подводной съемки. Он рассказал о своем долголетнем сотрудничестве с российскими учеными в рамках экспедиции «National Geographic» и судна «Академик Мстислав Келдыш», о съемках затонувшего Титаника, особенностях специально конструируемой аппаратуры и, конечно же, показал интереснейшие снимки.

Полный зал собрало выступление Николая Рахманова, одного из метров российской фотографии. Его лекция почти сразу же переросла в формат творческой встречи, неформального общения с коллегами, во время которого Николай Николаевич рассказывал множество интереснейших историй из жизни российского фотографа и тут же показывал свои работы, которые получились в результате.

Необычно выглядело выступление Рамунаса Данисевичуса — оно было очень кратким. Он показал серию из 13 фотографий, сопровождая некоторые комментариями. Не прошло и десяти минут как он закончил свой показ и исчез… А организаторов потом долго осаждали участники с вопросами, где же этот литовский парень, автор таких по-настоящему сильных работ.

Одновременно с выступлениями происходил и просмотр портфолио — все желающие показать свои фотографии экспертам, так что многим участником приходилось разрываться — «куда же пойти!?». В этом году экспертами были: Ирина Меглинская («Афиша»), Наталья Ударцева («Огонек»), Андрей Поликанов («Time»), Алевтина Сухорукова (российская редакция «National Geographic»), Колин Джейкобсон, Люшен Перкинс (фотограф Washington Post и основатель Интерфото).

Это важно в любой публичной работе — знакомиться с новыми людьми. Конечно, для фоторедактора оценить творчество фотографов, с которыми еще не приходилось работать, найти потенциальную звезду для своего издания это вопрос развития, PR стратегии издания.

Андрей Поликанов успел в отрыве от портфолио также поучаствовать в дискуссиях круглого стола «Фоторедактирование, как составляющая фотоисторий», который вела Влада Кузнецова (фоторедактор «Marie Claire»). На каждое мероприятие, будь то слайд-программа, круглый стол или дискуссия по проблемам фотожурналистики, было определен строгий лимит времени, не более часа. Но здесь дискуссия продлилась более 1,5 часов, и если бы организаторам не пришлось напомнить собравшимся о том, что программа продолжается, то вероятнее всего круглый стол продолжался еще несколько часов. Тема больно интересная и очень важная для фотографов-профессионалов, которые принимали непосредственное участие в обсуждении составления фотоисторий.
Тема очень интересная, больная, ее нужно обсуждать и обсуждать. А еще хорошо бы было и в следующем году организовать такой круглый стол, — так отзывались фотографы по окончании мероприятия. Также говорили и фотожурналисты, чьи фотопроекты были представлены к обсуждению (например, Сергей Каптилкин с серией «Мода», занявшей первое место в категории «Культура» на 8 конкурсе «Пресс Фото России 2003»). Фотографы слушали, смотрели, высказывались и даже спорили с фоторедакторами о целесообразности того или иного снимка в серии, об их расстановке.

Другой круглый стол с юристом Андреем Мироновым тоже собрал большое количество слушателей, интересующихся вопросами авторского права фотографа. И опять развернулась жаркая дискуссия, которую пришлось прерывать для продолжения программы.

На фестивале состоялось и несколько презентаций, генеральный спонсор Interfoto, компания Canon, представляла свою новую модель цифровой зеркальной камеры EOS 300 D, при помощи которой Canon готовиться совершить революцию в цифровой фотографии. National Geographic анонсировал выход первого номера своего журнала на русском языке и представил свой проект «Лучшие сто фотографий». Судя по количеству оформленных годовых подписок, фотографическое сообщество давно ждало появления русскоязычной версии.

Ну и конечно, выставки — для многих основная цель посещения фестиваля. Всего под крышей фестиваля собралось шесть различных выставочных проектов — это выставка работ-победителей 8-го конкурса Пресс-Фото России, проект «Современная сибирская фотография» как специальная номинация Пресс-Фото России, выставки «Молодые фотографы России» и «Арт-Фото», проводимые Союзом фотохудожников, «Река истории — история реки» результат фотоэкспедиции по Енисею, «Крайние люди» — авторская выставка Александра Кузнецова (проходила в Музее им. А. Сахарова).

По словам «опытных интерфотовцев», решение выставочного пространство фестиваля в этом году было лучше прошлых лет. радикально нового ничего не было — это ведь не ярмарка современного искусства. Было общее очень просторное пространство. От такого часто дух захватывает в заграничных музеях. Смотришь, как несколько объектов помещают в огромные залы, и облизываешься, вспоминая все потуги российских кураторов, которые готовы закрыть всю поверхность, принадлежащую им здесь и сейчас, с пола до потолка. Нет, на Интерфото такого не было — было много воздуха и уважения к Фотографии. Интересное решение дизайна выставки Пресс-Фото представлено в этом году — фотографии были как бы вмонтированы в журнальные / газетные листы. Это был прямой посыл именно к пресс фотографии, к журналистике и репортажу. Подобный ход был встречен публикой неоднозначно. Мнения разделились на хорошие и категорически неприемлющие подобное обращение — все фотографии должны быть выставлены по-отдельности.

Вообщем, много было поводов поговорить и поспорить. И это главное. Ведь Интерфото — это фестиваль, то есть место, куда идут смотреть, спорить, дискутировать и даже учиться.