Наверх
Loading
| Фестивали

Алфавит любви и актуализация UK

Польские фотофорумы: любовь в Лодзи, Британия в Кракове
Tom Hunter. Woman Reading Possession Order. 1998<br>

cibachrome print mounted on board, 150 x 120 cm
Tom Hunter. Woman Reading Possession Order. 1998
cibachrome print mounted on board, 150 x 120 cm
Tom Hunter. Girl Writing an Affidavit. 1997<br>

Cibachrome print, 24 x 20 inch
Tom Hunter. Girl Writing an Affidavit. 1997
Cibachrome print, 24 x 20 inch
Mark Power. Варшава, апрель 2005
Mark Power. Варшава, апрель 2005
Martin Parr. Greece, Athens, Acropolis. 1991
Martin Parr. Greece, Athens, Acropolis. 1991
Martin Parr. Pisa, Italy. Several tourists strike the favorite pose in front of the Leaning Tower. 1990
Martin Parr. Pisa, Italy. Several tourists strike the favorite pose in front of the Leaning Tower. 1990
Phillip Toledano. Из серии  «Дни с моим отцом (2006-2009)»
Phillip Toledano. Из серии «Дни с моим отцом (2006-2009)»
Simon Roberts из серии “We English”<br>

Camel Estuary, Padstow, Cornwall, 27th September 2007
Simon Roberts из серии “We English”
Camel Estuary, Padstow, Cornwall, 27th September 2007
Игорь Савченко. Из серии «Алфавит жестов»
Игорь Савченко. Из серии «Алфавит жестов»
Игорь Савченко. Из серии «Алфавит жестов»
Игорь Савченко. Из серии «Алфавит жестов»
1 из 11
Горячие клавиши: ← Предыдущее фото → Следующее фото

В Польше в организации фестивалей пробуют себя сразу пять городов — Варшава, Краков, Лодзь, Познань и Бельско Бяла. Но настоящая конкурентная борьба разгорается между Краковом и Лодзью. В этом году оба фестиваля отрылись практически одновременно, 6 и 7 мая.

Лодзь

В прошлом году лидерство было на стороне Лодзи. О фестивале «Юмор, абсурд, ирония» говорят до сих пор. «Взрывы смеха, хохот, хихиканье, острота, юмор, шутки, шалости…. Над чем мы смеемся в сегодняшнем мире? И почему? 28 художников из разных стран мира пытаются разделаться со всем чересчур нудным, серьезным и патетическим. Хотя смех не всегда бывает смешным», — так описали кураторы замысел мероприятия. А для рекламы фестиваля был выбран провокационный визуальный ряд: яркие фотографии Цезаря Захаревича (Cezary Zacharewicz), на которых игрушечные человечки совершают разные манипуляции над кусками свежего мяса, колбасами и отрезанными органами. И все это ради борьбы за внимание зрителей и критиков.

В этом году лодзинские кураторы выбрали не менее горячую тему — любовь. «Нам всем нужна любовь. Мы не хотим жить без любви. Любовь для нас — словно кислород. Разве можно представить такое состояние, когда мы не будем ничего чувствовать к другим людям?», — пишет во вступительном слове Кшиштоф Кандрович, директор Международного фестиваля фотографии и Центра искусства в Лодзи. Время изменяется, но любовь — это то, что позволяет нам почувствовать жизнь. Так как же видят и понимают любовь в ХХI веке?

В лодзинский Центр искусства на участие в фестивале пришло более тысячи заявок со всего мира. Однако, по словам Кшиштофа Кандровича, в большинстве работ доминировала проблематика, связанная с ностальгией и одиночеством, и были показаны скорее желание и потребность в любви, нежели утверждение и актуальное переживание любви. Может быть, это и есть ответ на вопрос, как мы видим и понимаем любовь в ХХI веке.

Из представленных в главной программе фестиваля проектов стоит выделить серию фотографий «Дни с моим отцом (2006–2009)» американца британского происхождения Филиппа Толедано (Phillip Toledano). Это грустный дневник о том, как фотограф провел три года, ухаживая за своим умирающим отцом. В своих фотографиях и сопровождающих комментариях автор рассказывает о своем 98-летнем отце таким, как он его любит, знает и помнит. Детально описывая его привычки и характер, фотографируя повседневные сюжеты, Толедано знакомит нас с человеком, год смерти которого мы уже знаем из названия фотопроекта. «Я счастлив, что у меня были эти три года, — читаем мы в комментарии к последней фотографии. — Что между мной и отцом не осталось за это время ничего недосказанного. Что мы узнали, как сильно мы любим друг друга и не стесняемся этого чувства. Что я увидел, как отец рад моим достижениям в жизни. И что я смог увидеть, каким веселым человеком он был. Эти три года — удивительный подарок».

Одно из главных мест в экспозиции Центра искусства заняли фотографии белорусского автора Игоря Савченко. Сделанная с начале 1990-х серия «Алфавит жестов» не потеряла своей актуальности, и лодзинские кураторы специально пригласили Игоря поучаствовать в фестивале. Савченко сделал эту серию на основе любительских фотоальбомов 1930-50 годов, пересняв из фотографий только те фрагменты, где были показаны жесты людей: неловкие положения ног, рук, нежные касания друг друга, осторожное держание предметов — целая галерея, типология микро-жестов, интимного, едва заметного измерения жизни. Аналоговая черно-белая контрастная серия «Алфавит жестов» заметно выделялась на фоне цветных форматных фотографий.

Анна Штейншлейгер (Anna Shteynshleyger), представлявшая в главной программе фестиваля одновременно Россию и США, показала 9-минутное видео под названием «Разговор». История, стоящая за этим проектом такова. Разведенные родители Анны уже много лет друг с другом не общаются. Сама же Анна поддерживает контакт с обоими, перезваниваясь чуть ли ни ежедневно. В конце концов, она решила записать свои разговоры с матерью и отцом, стереть затем свой голос из записей и соединить реплики родителей так, как если бы они разговаривали друг с другом, смогли, наконец, выяснить отношения, объяснившись в самом главном. Мы слышим голос людей, говорящих по-русски с вкраплениями английских фраз, и видим черный экран с надписями на английском.

— Почему ты не любишь, чтобы тебя жалели?

— Я не знаю.

— Может быть, если человека все время жалеешь, то это значит, что ты его любишь. Я вот всегда думаю, как у тебя все будет, как у тебя все сложится, так хочется, чтобы у тебя было все хорошо.

— Я не знаю, о чем ты говоришь. Понимаешь, в чем дело. Дело в том, что я не понимаю этих женщин.

Визуальный дневник и типология оказались теми формами репрезентации, которые использовались фотографами чаще всего. А из представленных тем фокус был сделан не на романтических историях любви, как можно было бы ожидать, а на эмоциональном измерении семейной жизни: взаимоотношениях детей и родителей, мужа и жены, об ощущении одиночества внутри семьи, о взрослении, старении, умирании. А выставочные проекты, не вошедшие в главную программу фестиваля, еще больше расширяют и размывают тему любви до исследований медитации, трансценденции, толерантности.

Краков

Организаторы Краковского месяца фотографии пригласили в Польшу британца Мартина Парра — одного из самых ярких мастеров современной европейской фотографии. Почетный гость Краковского фестиваля стал известен благодаря своей ироничной серии «Последний курорт: фотографии Нью-Брайтона» (1986). Под влиянием американской цветной фотографии, в первую очередь Уильяма Эгглстона и Стивена Шора, Парр развил собственный стиль: моментальные документальные снимки, насыщенный цвет, вспышка, средний формат, несентиментальный взгляд на современное общество, открытая критика консюмеризма и глобализма.

В 1994 году вокруг вступления Парра в «Магнум» разгорелся скандал. Мастер военного репортажа Филипп Джонс Гриффитс в открытом письме заявил: «Принять Мартина Парра в агентство — не означает поддержать разнообразие взглядов и подходов, но означает отвергнуть все те ценности, которыми всегда руководствовался „Магнум“ и которые дали агентству тот статус в мире, который оно имеет сейчас». Парра приняли с перевесом в один голос, что означало пересмотр гуманистической традиции документалистики и признание необходимости двигаться к новым формам репрезентации. Парр быстро вошел в тройку самых коммерчески успешных членов агентства. Его энтузиазм и работоспособность не угасают: он преподает, снимает фильмы, коллекционирует фотографии, курирует выставки, находит и поддерживает новых авторов, издает книги. На счету Парра уже около 50 книг, включая «Фотокнигу: история», написанную совместно с Герри Баджером. Этот двухтомник, ставший итогом восьмилетней работы, посвящен истории книг о фотографии, начиная с XIX века и до сегодняшних дней, — беспрецедентный проект в области истории фотографии.

В Краков Парр приехал для того, чтобы знакомить польскую общественность с британской фотографией.

Переступив порог информационного центра фестиваля, посетители попадали в гущу дебатов об актуальном состоянии британской фотографии. Мультимедийный проект под названием «Актуализация. UK» включал девять видеоинтервью с влиятельными игроками рынка фотографии в Великобритании: кураторами, фотографами, редакторами журналов и преподавателями ведущих учебных заведений. Все они пытались выделить, с одной стороны, наиболее важное достижение в области фотографии за последние 10 лет, а с другой стороны, назвать несколько имен фотографов, которые заявили о себе в последние годы и с которыми можно связывать надежды в развитии британской фотографии. Портфолио названных фотографов можно было сразу же посмотреть в соседнем зале. А специальный стенд с книгами давал возможность подержать в руках и полистать издания, выделенные экспертами как наиболее значимые.

В здании Национального музея Кракова разместилась главная выставка фестиваля «Факты из жизни. Британская фотографии 1974–1997», в которой были собраны работы десяти самых известных авторов второй половины ХХ века. В одной из статей фестивального каталога, посвященной истории британской фотографии, автор Билл Кувенховен иронично разделил всю 175-летнюю историю фотографии в Британии на два периода: «От Фокса Тальбота до Мартина Парра» и «От Мартина Парра до Мартина Парра и дальше», подчеркивая тем самым, как сложно называть имена на фоне такой яркой фигуры, как Парр, который, по сути, вывел британскую фотографию на мировой рынок. И выставка действительно открывается «Последним курортом: фотографии Нью-Брайтона», но важно также и то, что экспозиция не исчерпывается прославлением творчества Парра.

Там можно было видеть и черно-белые индустриальные ландшафты Джона Дэвиса (Jonn Davies), и клаустрофобические семейные хроники Ричарда Биллингхэма (Richard Billingham), и напрямую подражающие живописным полотнам работы Тома Хантера (Tom Hunter). Там же в Национальном музее можно было начать знакомство с беспокойной героиней новой цветной фотографии Анной Фокс (Anna Fox), а ее более полную ретроспективу показала галерея современного искусства Bunkier Sztuki. Благодаря тщательной подборке авторов и работ выставка «Факты из жизни» прослеживает развитие британской фотографии, показывает изменения в эстетике фотографического образа и в самом понимании того, чем является визуальный документ.

Неожиданным, но безусловным фаворитом польской публики оказался британской фотограф Марк Пауэр (Mark Power) с яркой персональной выставкой «Мелодия двух песен», целиком посвященной Польше. Живописность, безупречность композиционных решений и качество печати огромных широкоформатных фотографий Марка Пауэра отметили даже самые придирчивые критики.

Вопрос, вокруг которого выстраивалась концепция фестиваля: существует ли британская фотография как нечто отдельное, обладающее уникальными чертами, особым национальным стилем? Можно предъявить претензию к самой постановке вопроса: допустимо ли вообще обсуждать национальную специфику в фотографии в современном глобализированном мире. Как вообще определить, что такое «британская фотография»: созданная только британцами? Только о Британии? Или то и другое сразу? Тем не менее, критики настаивают, что говорить о специфике британского фотографического взгляда возможно: это привычка внимательно наблюдать знакомые вещи и дистанцироваться в то же самое время, иронично относиться ко всему, включая то, что дорого и любимо, и прежде всего к самим себе. Для британских фотографов всегда актуальной остается проблема идентичности и вопрос, что значит быть британцами. Темами фотопроектов становятся собственный дом и окрестности, привычки, ритуалы, что в итоге выливается в визуальную антропологию самих себя. Примером здесь может быть многократно отмеченный критиками проект Саймона Робертса (Simon Roberts) «Мы англичане» (2009), сочетающий в себе социальный документ с любимой британцами ландшафтной фотографией.

После праздника

Любой фотофестиваль — это не только выставки и показ слайдов, но и множество сопутствующих мероприятий: мастер-классы, ярмарки книг по фотографии, портфолио-ревю, конкурсы, показ итоговых работ выпускников фотографических школ, публичные встречи с фотографами, кураторами и издателями, семинары, круглые столы, открытые лекции, презентации новых книг, журналов, Интернет-ресурсов, аукционы фотографии, экскурсии по городу, концерты и фильмы. И хотя организаторы польских фестивалей стараются сосредоточить наиболее значимые события вокруг «главного уикенда», чтобы гости из других городов и стран могли взять максимум информации за короткий период времени, тем не менее фестивальные мероприятия растягиваются на целый месяц, которым в Польше традиционно стал май. В этом смысле можно позавидовать жителям Кракова и Лодзи, имеющим возможность познакомиться со всем самым интересным в области фотографии без необходимости отправляться в дальние путешествия.

Нам же пора готовиться к поездке в литовский Каунас, где в сентябре пройдут главные мероприятия начавшегося в июне фестиваля. В Каунас собирается приехать и Мартин Парр, чтобы представить подготовленную им книгу литовского фотографа Рималдаса Викшрайтиса, которого Парр в прошлом году номинировал в качестве «открытия года» на престижном фестивале арт-фотографии в Арле. По слухам, книга и без того «несколько безумных и поразительно сюрреалистичных» работ Викшрайтиса получилась в исполнении Парра довольно скандальной. Но все это можно будет узнать наверняка уже на самом фестивале.


Подпишитесь на рассылку Photographer.Ru
Новости | 8 декабря 2016
Аукцион Vladey заинтересовал коллекционеров фотографии
«Всадник в персиковом саду» фотографа Фёдора Савинцева ушел за 1600 евро при стартовой цене в 100 евро
Из сети Instagram — в музей
#newstorymetenkov – выставка лучших фотографий инстаграм-конкурса «Дома Метенкова»
Вручены премии Альфреда Фрида
Борис Регистер из Калининграда награждён европейской премией для фотографов