Наверх
Loading
| Дискуссия

Юбилейное

Ответ воображаемому арт-критику и журналисту

Многие спрашивают, почему рецензия на «Фотографию как…» появилась на сайте только сейчас. Потому что юбилей — в начале года вышло 5-е издание книги.

В ряду «воображаемых фотографий» и «воображаемых фотографов» из «Фотографии как…» появилась виртуальная фигура «воображаемого арт-критика и журналиста», который в дискуссии требовал поместить книгу в существующий культурный контекст. Попробуем.

606
606

«Можно доказать, что фотография эта гениальна или же, что она никуда не годится», — пишет автор. Речь идет о снимке № 606, который он включил в свою коллекцию как один из самых важных. Книга написана, а доказательств «важности» нет. А какие нужны? Обсуждая возможность фотоискусства, автор начинает так: постараемся доказать, что фотографическое изображение не тождественно изображаемому объекту. В переводе на обычный язык это значит: если в руках у человека снимок паровоза, то это не сам паровоз. И вроде бы доказывает, правда, для этого понадобилась целая глава «Возможность художества». Тут же из сюжета с художником К.Брюлловым автор заимствовал магическое «чуть-чуть», которое превратил в главный признак искусства. Далее это «чуть-чуть» объясняло любые трудности в книге.

Автор хотел объять необъятное, потому под ее обложкой совместились три текста: по эстетике изображения, по системе обучения и по репортажной фотографии.

В основу первого положена идея о том, что фотография такое же изображение реального мира, как и произведения графики и живописи. Это неверно. Графика и живопись — рукотворные изображения, фотография — машинное. Форму (очертание) предмета, пространство, ее окружающее, художник создает вручную. Фотограф и то, и другое получает готовым в кадре. Поэтому неправильно автоматически переносить закономерности и приемы из живописи в фотографию (например, вести работу над кадром по схеме конструкция-компоновка-композиция или развивать обобщенное видение). И многословные анализы живописных картин не могут заменить анализы фотографических снимков.

В предлагаемой системе обучения основной метод — графический, диаграммы из черных и белых кружочков, квадратиков на белой бумаге. Но их взаимодействие на плоскости — это одно, а взаимодействие реальных форм в зрительном пространстве — другое. Не продуктивнее ли использовать конкретные фотографии? На основе таких диаграмм и зрительной иллюзии иррадиации строится картина обратной тональной перспективы (мировая наука проспала!). Кто-то убежден в ее реальности. Просьба к верующим в «обратную перспективу»: читайте «Общую теорию» академика Б.Раушенбаха, требуйте экспериментальной проверки.

600
600
580
580

Область репортажной фотографии выделил сам автор (хотя разделение кажется несколько искусственным) — у него прямо сказано: книга посвящена теории черно-белой репортажной фотографии. Последняя у него отвечает устаревшей концепции: в особые минуты природа раскрывает свои тайны, задача фотографа — уловить эти волшебные мгновения (отсюда репортаж). Кроме того, на протяжении всей книги незримо присутствует или цитируется А.Картье-Брессон, чье творчество, в понимании автора, является высшим выражением репортажной фотографии.

По мнению автора, такая фотография способна к фантазии, часто показывает то, чего не было. Допустим. Но с тем, что скудость информации на снимке оборачивается богатством придуманного нами содержания, согласиться трудно. Придуманного содержания в описании снимков много: зонтик в руках девушки начинает двигаться, поднимается и в конце концов взлетает (№ 600); женщина говорит не по телефону, а как бы со стеной (№ 583); фигура юноши вырастает из женских юбок будто цветок (№ 580) (где эти юбки на снимке?), а столик в кадре № 570 якобы воспринимается как часть дивана, повисшая в воздухе, и т. д. Это не ассоциации по поводу, автор видит то, чего на снимках нет. Тут надо вспомнить, что сам он призывал говорить только о том, что реально существует на фотобумаге, а не в нашем сознании.

570
570

Ученики автора считают, что у нас нет книг по теории фотографии, а труд «Фотография как…» — единственный по этой части.

Давайте посмотрим, что у нас выходило за последние десять-пятнадцать лет. Первой следует назвать книгу крупного французского ученого Р.Барта «Camera lucida» (светлая камера), изданную в Париже в 1980 году, а у нас в переводе — в 1997-м. Среди книг, посвященных семиотике и философии фотографии, она занимает особое место.

В книге того же автора «Система моды»(2003) в разделе «Статьи» помещен основополагающий для нашей темы текст «Фотографическое сообщение». Кого-то наверняка заинтересуют и другие статьи, например «Структура «происшествия».

В прошлом году увидел свет перевод первого тома «Новой истории фотографии» (Х1Х век; второй обещают выпустить в конце этого года), среди глав там есть такие, где внимание обращено на бытовавшие тогда теоретические концепции.

Теоретическим вопросам, связанным с фотографией, посвящена книга Е.Петровской «Антифотография» (2003). Такого же рода статьи помещаются в редактируемом ею журнале «Синий диван».

В книге В.Нурковой «Зеркало с памятью. Феномен фотографии» (2006) проводится широкий культурно-исторический анализ этого явления.

Участникам дискуссии может оказаться полезной книга английского искусствоведа Б.Тейлора «ART TODAY. Актуальное искусство 1970–2005» (русский перевод — 2006), там есть весьма информативная глава «Фотография как искусство».

В книге питерского искусствоведа А.Фоменко «Архаисты, они же новаторы» (2007) глава «Медиаживопись» целиком посвящена творчеству А.Гурски. Считаю образцовым данный в ней анализ творческой биографии современного фотохудожника.

Наконец, профессор петербургского университета В.Савчук, активный участник фотографической жизни в северной столице, в уже упоминавшейся в дискуссии книге «Философия фотографии» (2005) исследует роль фотографии в современном искусстве, жизнь фотографического образа, взгляды на фотографию Ф.Ницше и Э.Юнгера. Вторая половина книги посвящена анализу творчества современных фотографов Петербурга.

Кроме того, изданы избранные тексты А.Картье-Брессона, мемуары Х.Ньютона, две капитальных монографии об А.Родченко, издательство «Арт-родник» выпускает серию об отечественных классиках, в СПб напечатали фолиант Е.Бархатовой «Русская светопись. Первый век фотоискусства 1839–1914». Там же в университетском издательстве вышла книга А.Китаева «Субъектив» с подзаголовком — фотограф о фотографии.

Книги по истории отечественной и мировой фотографии чрезвычайно важны как источник иконографического материала — и для уже сложившихся фотографов и особенно для тех, кто учится фотографии. Кто познакомился с творчеством шотландца Д.Хилла (который взялся за камеру спустя четыре года после обнародования изобретения), никогда не скажет, что совершенство композиции сначала было не свойственно фотографии.

Такой вот культурный контекст.


Подпишитесь на рассылку Photographer.Ru
Новости | 10 декабря 2016
Аукцион Vladey заинтересовал коллекционеров фотографии
«Всадник в персиковом саду» фотографа Фёдора Савинцева ушел за 1600 евро при стартовой цене в 100 евро
Из сети Instagram — в музей
#newstorymetenkov – выставка лучших фотографий инстаграм-конкурса «Дома Метенкова»
Вручены премии Альфреда Фрида
Борис Регистер из Калининграда награждён европейской премией для фотографов