Если раньше слыша ответ «Я из Перми» жители обеих столиц снисходительно переспрашивали: «Откуда-откуда?» и упорно путали Пермь и Пензу, то в последнее время ситуация изменилась. Теперь услышав, что ты из Перми, тебя начинают пристально разглядывать и чуть ли не ощупывать. «Что, правда, из Перми? Ну и как там у вас?» и далее уже снова насмешливое: «Новая культурная столица — наслышаны, как же…».

Расхваливать пермский культурный феномен здесь не будем — это же не рекламная статья, а просто взгляд очевидца. Что было? Для интеллектуалов — провинциальная обитель традиционной культуры и классического искусства (известный балет с питерскими корнями и богатый художественный музей, упорно называемый здесь картинной галереей), для всех остальных, не сильно озабоченных высокими материями, — обычный индустриальный город, в котором если и могло появиться современное искусство — так только районный «гоп-арт» (хороший пример — пермский рЕпер Сява).

Пермская фотография также отличалась незавидным постоянством — аркадийные пейзажи старой школы (которая вообще-то имеет замечательные корни документальной фотографии, но почему-то в последние годы вывернула на кривую дорожку глянцевых фотокарточек-открыток) и нарождающийся провинциальный фотогламур со своими нахальными адептами. В качестве приятного исключения — пара самобытных немолодых фотографов, снимающих интересные проекты и выставляющих их раз в год для тех, кто понимает. Вот, пожалуй, и все.

Не успели отгреметь фанфары пермской культурной революции, как местное фотосообщество оживилось. Выставки, проводимые Музеем современного искусства PERMM, хоть зачастую и встречаются здесь проклятиями, все же сыграли в этом немалую роль.

Только за 2009—2010 гг. в Перми были показаны (в рамках масштабных кураторских выставок) «Соляные озера» Бориса Михайлова, проект «The Firm» Джослина Бейна Хогга, проект Татьяны Антошиной «Музей женщины», серия «Художник и модель» Синих носов, проект Арсена Савадова «Underground», проект Владимира Козина «Чем я хуже?», фотографии Владислава Мамышева-Монро, Гора Чахала, Ольги Чернышевой, Олега Кулика и других художников, работающих с фотографией на ниве contemporary art. В здании Пермского музея современного искусства прошла масштабная выставка фотографов Амана Гельда и Александра Слюсарева «1 карта 2 маршрута» (весной этого года она будет показана и в Москве в рамках Московской фотобиеннале 2010»).

Популярность фотографии как медиа в рамках современного искусства быстро набрала здесь обороты среди молодежи и встретила непонимание в кругу местных классиков — еще бы, сразу такой скачок от глянцевой аркадийности и изобразительности к жесткому дискурсу совриска. Но это выставочное фотообразование дало свои плоды — в мае 2009-го здесь прошел масштабный фестиваль современного искусства «Живая Пермь», где молодые местные фотографы показали несколько интересных проектов (некоторые из них впоследствии были отобраны для Московской фотобиеннале 2010 Ольгой Свибловой)1 .

В Перми работают московские кураторы — Виталий Пацюков из ГЦСИ сделал несколько выставок пермских художников, Ольга Свиблова — персональную выставку Андрея Безукладникова «Прозрачное время», на Речной вокзал (музей PERMM) приезжали с лекциями Екатерина Деготь и Давид Рифф.

Недавно появился и Дом современной фотографии (пока в качестве частной инициативы, но в планах создание государственного Пермского дома фотографии при участии Московского Мультимедиа Арт Музея — бывшего МДФ). Планируется запуск фотокурсов, летних школ и мастер-классов с приглашенными лекторами.

Как расценивать такой бум на ниве современного искусства в провинции? Какова его главная цель (ведь все эти преобразования и начинания активно финансово поддерживаются местными властями — людьми, откровенно говоря, далекими от искусства)? Отвлечь простых людей от кризиса, переориентировав с потребления материальных благ на потребление духовное? Извлечь материальную прибыль для себя? Да бог с ним, пусть будет все, что угодно. Главное, что вся эта культурная деятельность многих заставила задуматься — уезжать ли из Перми в одну из столиц, чтобы начать делать что-то. А кого-то даже сподвигла снова сюда вернуться.

Немаловажно, что побочным эффектом местной культурной политики становится появление людей, желающих не только глядеть в видоискатель и периодически нажимать на кнопку, но и думать. Ведь неслучайно, в недавно открывшемся магазине интеллектуальной литературы, живо сметаются с полок Барт, Бодрийар, Камю, Лившиц, Сартр… И вот это, думается, самое главное.


1 В рамках основной программы Московской фотобиеннале 2010 будет представлен проект «Виртуальные знакомства» Натальи Резник и Дениса Давыдова.