Наверх
Loading
| Архив

Большой русский альбом

Русская история в фотографиях из семейных альбомов
Наши предки<br>
С.Петербург, фотография В.Янковского, 1855
Наши предки
С.Петербург, фотография В.Янковского, 1855
Ю.П.Вильчевская с детьми<br>
Псков, 1859-1861
Ю.П.Вильчевская с детьми
Псков, 1859-1861
Фото неизвестной женщины<br>
Санкт-Петербург, фотограф П.Балглей (угол Караванной и Б.Итальянской, № 18-37), 1860-1880
Фото неизвестной женщины
Санкт-Петербург, фотограф П.Балглей (угол Караванной и Б.Итальянской, № 18-37), 1860-1880
Л.П.Вильчевский с детьми<br>
Псков, фотоателье А.Гейст, 1865-1866
Л.П.Вильчевский с детьми
Псков, фотоателье А.Гейст, 1865-1866
Анатолий Иванович ИскринБ<br>
1920-1922<br>
Анатолий Иванович Искрин, род. в 1902 г. Фотография сделана в конце декабря 1920-1922 гг. В эти годы Анатолий Иванович служил судьей (возможно, судебным приставом) в селе Кощеево Юрьев-Польского района. (Фото из архива Шевченко Петра Карповича и Искриной Новеллы Анатольевны).
Анатолий Иванович ИскринБ
1920-1922
Анатолий Иванович Искрин, род. в 1902 г. Фотография сделана в конце декабря 1920-1922 гг. В эти годы Анатолий Иванович служил судьей (возможно, судебным приставом) в селе Кощеево Юрьев-Польского района. (Фото из архива Шевченко Петра Карповича и Искриной Новеллы Анатольевны).
Курсы физкультурных организаторов<br>
Ярославль, фотограф М.Бобров, 1920
Курсы физкультурных организаторов
Ярославль, фотограф М.Бобров, 1920
Сестры Кацва<br>
Орел, 1920-1923<br>
Сестры Кацва
Орел, 1920-1923
На отдыхе<br>
Киев, 1920-1930
На отдыхе
Киев, 1920-1930
Родители деда<br>
Польша, 1920-1940
Родители деда
Польша, 1920-1940
1 из 9
Горячие клавиши: ← Предыдущее фото → Следующее фото

Второй год в сети Интернет, на сайте www.rusalbom.ru, успешно развивается Общенациональный проект «Большой Русский Альбом. Вся Россия в лицах и биографиях из семейных архивов». Суть этого проекта заключается в создании всероссийской биографической фототеки. Зарегистрированный как средство массовой информации, сайт «Большого Русского Альбома» в доступном режиме «осуществляет сбор и публикацию фотографий из семейных альбомов, частных домашних архивов (до 1957 года включительно), а также текстов с информацией о людях, запечатленных на фото, воспоминаний и документов».

По замыслу создателей участие в проекте позволит гражданам «осознать взаимосвязь и единство судеб разных людей, наполнить реальным личностным содержанием понятия „народ“, „общество“; стимулировать гражданскую активность, сплотить и объединить людей в общем интересном и важном деле».

«Большой Русский Альбом» — во всероссийском масштабе проект достаточно востребованный. В период кризиса, преодоление которого возможно только усилиями всей нации, данный интернет-ресурс служит, безусловно, созидательным и благородным целям.

Фотографический портал дает возможность «добавить недостающие штрихи в неофициальную — а значит, подлинную — историю страны, а также зафиксировать в ней лица, имена и судьбы наших родных и близких, которые и есть — Родина».

Помимо увековечивания памяти рядовых российских граждан — им страна, несомненно, обязана многим — проект также призван спасти от забвения редкие фотографии известных личностей. В ежедневно пополняющейся галерее сайта (на сегодняшний день в ней около пяти тысяч фотографий) есть снимки россиян, сыгравших важную роль не только в отечественной, но и в мировой истории. Это опубликованные участниками «Альбома» раритетные фото Г.Жукова, М.Калинина, А.Луначарского, поэта Саши Черного, народного артиста Леонида Собинова, первого президента Российской академии образования А. Петровского, Героев Советского Союза В. Мусатова, Б. Дмитриевского, И. Уздина и многих других. В разделе «Приложения» размещена частная коллекция Сергея Володарского, где на странице «Русские знаменитости» можно увидеть фотопортреты Льва Толстого, Алексея Олсуфьева.

Благодаря Георгу Рою из Белоруссии, в фототеке «Большого Русского Альбома» присутствует интереснейший документ эпохи — фотография Архиепископа Андрея Уфимского, в миру князя Александра Ухтомского. Выдающийся церковный подвижник был родным братом академика Алексея Ухтомского, научное имя последнего неразрывно связано с физиологом Павловым. Редкие снимки Ивана Петровича Павлова, датированные 1927 годом, представлены в альбоме петербуржца Виктора Дзевановского. Так понятие «связь времен» обретает на сайте свое убедительное наглядное воплощение. Очевидно, что в рамках проекта знакомство с неизвестными снимками известных людей позволяет по-особому почувствовать дыхание истории и личную сопричастность судьбе поколений. О подобном восприятии лучше всего сказано у Р. Барта: «Фотография не напоминает о прошлом… Производимое ею на меня воздействие заключается не в том, что она восстанавливает уничтоженное временем, расстоянием и т. д., но в удостоверении того, что видимое мною действительно было… Точкой отсчета любой фотографии являюсь я сам, и именно в силу этого она побуждает изумляться, обращая ко мне фундаментальный вопрос: по какой причине я живу здесь и теперь? Конечно, фотография в большей мере, чем какое-либо другое искусство, постулирует непосредственное присутствие в мире — своего рода соприсутствие; но это присутствие не просто политического (»участие в современных событиях с помощью образов«), но также метафизического порядка».

И просмотр, и публикация фотографий — это всегда содержательные процессы коммуникации. На портале «Большой Русский Альбом», благодаря его социокультурному характеру, практически каждая карточка несет познавательное сообщение, а большинство снимков имеют «говорящие» названия.

Вот лишь некоторые экземпляры (и их владельцы) из многотысячной галереи «Альбома»: «Смотрят сквозь годы» (Т. Маслова), «Воздухоплаватели» (А. Иванов), «Курсы сестер милосердия» (Е. Утенкова), «На пасхальной неделе» (А. Тращилова), «О чем поет мандолина» (А. Сокольникова), «Русский воин и немецкая девочка»(В. Сидорова), «Юбилей МХАТа им. Горького», «Поль Робсон в Артеке» (Е. Синицына), «Съезд текстильщиков» (А. Добровольская), «Дети войны» (В. Москальков), «Богема» (К. Ильина), «Танцы под патефон» (В. Осипов), «Ты рядом» (А. Панова), «Неизвестная Россия» (М. Пак)…

На персональных страницах участники «Альбома» дополняют фотографии пояснениями, комментариями; некоторые из них являются законченными историко-биографическими новеллами. Такие заслуживающие внимания тексты можно прочитать на страницах Татьяны Масловой, Анны Тращиловой, Виктора Дзевановского, Анны Сокольниковой, Марины Пак, Елены Синицыной и многих других. Невольно вспоминаются старинные альбомы, воспетые литературой, историографией: сколько важных открытий, тем и сюжетов подарили они искусству и науке! Портал продолжает ценные традиции семейных альбомов, используя преимущества фотографии как источника разнообразных исследований. Материалы, собираемые в рамках проекта «Большой Русский Альбом», всегда будут интересны сегодняшним и будущим литераторам, историкам, архивистам, художникам, фотографам, режиссерам документального кино.

Стоит отметить, что редакция проекта уделяет внимание каждому участнику, оказывает консультации по вопросам атрибутирования и датировки фотографий, истории фотографии и фотодела. Сайт содержит подробные рекомендации по генеалогическому и архивному поиску, размещает ссылки на дружественные ресурсы и партнерские проекты, к которым относятся военный фонд «Мемориал», историко-родословные, генеалогические, краеведческие общества и организации. В планах портала проведение тематических выставок, презентаций, реализация ряда образовательных, издательских программ, связанных с основным содержанием проекта, — не только в России, но и за рубежом.

Поисковая система сайта позволяет находить информацию по персональным категориям (фамилиям), времени съемки, географическим характеристикам. Обратившись к поисковой строке «Большого Русского Альбома», можно найти фотографии родственников, друзей. Набрав в поисковике название определенного населенного пункта, можно просто посмотреть на современников своих далеких предков. Все они, вероятно, ходили по одним и тем же улицам одного города, посещали одни и те же церкви, школы, вокзалы и, возможно, фотографировались в одном фотоателье.

Регистрируясь и начиная создавать персональную страницу на портале «Большой Русский Альбом», кто-то обращается в городские архивы, библиотеки, музеи, а кому-то достаточно провести опрос родственников и близких. Некоторые коллекции состоят только из художественных, хорошо сохранившихся фоторабот; снимки на других личных страницах представлены, что называется, «без ретуши»… Отбирая для «Альбома» семейные фотографии, почти все участники сайта испытывают одно сильное чувство, возникающее при просмотре старых кадров. Глядя на них, вдруг со всей остротой понимаешь: жизнь проходит удивительно быстро, «жизнь не подлежит перекадровке» (И. Лиснянская)(2) и сегодняшние наши дни, недели, годы — это главное, неоспоримое богатство.

Для каждого зрителя, участника знакомство с содержанием «Большого Русского Альбома» — это возможность в очередной раз вдохновиться способностью старших поколений идти вперед, преодолевая любые трудности.

Примечательно, что руководителю проекта Андрею Папушину помогает в работе особенный образ времени, предполагающий, что «прошлое — впереди нас; и люди, которые ушли, они не за нашей спиной, они перед нами, а мы идём за ними».

В этом смысле организация и собирание фототеки, воспоминаний, архивов — прежде всего обращение не только и не столько к прошлому, сколько к нашему будущему.

Именно об этом свидетельствуют многие отзывы, очерки, статьи, размещенные в отдельной рубрике портала — «Публикации». В этом разделе, помимо общекультурных обзоров фотографий, публикуются работы, где люди делятся увлекательными, а порой и радостными переменами в своей жизни: находятся пропавшие родственники, друзья; умножаются профессиональные или личные интересы. География теперь уже современных «фотографических» историй обширна. Это Россия, Австралия, США, Германия, Франция, Израиль, Прибалтика, страны СНГ и так далее.

Одни участники, такие как Валерий Антипин, пишут об успешных генеалогических исследованиях (очерки «Таинственная фотография», «На добрую память», «Забытое имя»). Другие открывают для себя историко-географические детали родословной, значимость семейных традиций. К примеру, автор этой статьи, после подробного изучения фотопортрета польской родственницы завершила свою публикацию на сайте так: «Хорошая, добрая фотография — всегда напоминание о счастье и его возможности в любой стране, в разных политических системах, «во всякую погоду».

А вот замечательное жизненное наблюдение Татьяны Масловой, активной участницы проекта, обладательницы самого представительного, постоянно пополняющегося альбома (сегодня в нем более четырехсот фотографий): «Через сайт „Большого Русского Альбома“ ко мне навстречу идут новые друзья. Кто-то из них занимается историей авиации, кто-то — историей старого костюма или родного города. Они радуются каждому снимку в „Альбоме“. Наше будущее продолжается прошлым».

Хочется пожелать участникам и создателям общенационального портала дальнейшего развития, благоприятных для этого обстоятельств и, конечно, открытий, делающих жизнь ярче и осмысленнее! Например, таких литературных находок, которые ожидали меня. Совсем недавно я отбирала для сайта петербургские фотографии моего прадеда; изучала библиографические материалы о Петербурге 19 — 20 веков. В связи с этой работой мне довелось прочитать редкие мемуары Натальи Петровны Грот (3). Полтора века назад, в сопроводительном тексте к рукописи, она написала свой девиз, во многом совпадающий с идеей «Большого Русского Альбома»:

«Собирание семейных преданий и материалов, живых и письменных, документальных — вместо накопления земных богатств — для детей и внуков гораздо полезнее и настолько же выше, насколько духовное выше материального… В этом обнаруживается широко сознательное отношение человека к жизни. Благо тому, кто понял это…»


Примечания по тексту:

1. Ролан Барт «Camera Lucida», Издательство «Ad Marginem», Москва, 1997 г.,стр.123—125.

2. Стихи И. Лиснянской в «Литературной газете» № 35 2008 г.
http://www.lgz.ru/article/5546/

«Наша смерть не подлежит побудке,
Жизнь не подлежит перекадровке.»

9 июня 2008 г.

3. Из воспоминаний Н. П. Грот:
http://www.ostrov.ca/memoires/npgrot/index.htm#pref

«Только проживъ долгую жизнь и собравъ жатву воспоминаній, которыя въ посл?дніе дни жизни такъ отчетливо роятся въ памяти, оц?нишъ ихъ значеніе. Поэтому собираніе семейныхъ преданій и матеріаловъ, живыхъ и письменныхъ, документальныхъ — вм?сто накопленія земныхъ богатствъ — для д?тей и внуковъ гораздо полезн?е и настолько же выше, насколько духовное выше матеріальнаго… Въ этомъ обнаруживается широко сознательное отношеніе челов?ка къ жизни. Благо тому, кто понялъ это…»


Подпишитесь на рассылку Photographer.Ru
Новости | 30 июня 2016
Интенсив: Кирилл Савченков. Изображение в постцифровую эпоху
Интенсивный курс для фотографов и критиков фотографии
МАММ создает фотолетопись России
Доступно 70 000 фотографий