25 сентября в Перми открылась выставка «Русское бедное», задающая новую тенденцию в русском искусстве и меняющее отношение к нему. Изменится и соотношение сил на российской арт-сцене.

Пермь постепенно превращается в значимый культурный центр. Возможно, именно в этом городе появится долгожданный музей современного искусства, настоящий, какого в России еще нет. А пока тут открылась выставка «Русское бедное», которая может составить основу будущей экспозиции. Местная администрация, озабоченная улучшением культурного облика Перми, обратилась к президенту и основателю фонда «Русский авангард» Сергею Гордееву, а тот призвал на помощь куратора и галериста Марата Гельмана. Сенатор от Пермского края предложил начать сотрудничество с Пермской художественной галереи, которая славится своей уникальной коллекцией русской деревянной скульптуры. Однако Гельман оценил слабость стратегии, опирающейся на традиционный музей, и предложил выстроить более сложный контекст. Так появилась идея выставки произведений современных русских художников, работающих с деревом и такими же «бедными» материалами — железом, картоном, гипсом, необожженной керамикой.

С одной стороны, кочевая выставка с громкими именами должна привлечь к городу внимание мировой культурной элиты: после Перми «Русское бедное» поедет в Государственный Русский музей, Москву, Милан и Нью-Йорк. С другой стороны, она поможет встроиться пермской деревянной скульптуре в историю «высокого» искусства. Связующим звеном здесь служит концепция выставки, согласно которой использование «бедных» материалов является сущностной характеристикой русского искусства — искусства «подлинного, глубинного, уводящего от наносной красоты к настоящему чуду», стремящегося «найти прекрасное в простейшем».

Директор Пермской художественной галереи Наталья Беляева пересказала музейную шутку на этот счет: «русское богатое помогает „Русскому бедному“, а „Русское бедное“ помогает русскому вечному». Это верно не только в отношении билетов (деньги за билеты идут на реставрацию художественной галереи), но и в том смысле, что благодаря «Русскому бедному» «русское вечное» скорее получит этот статус.

Выставка разместилась в здании Речного вокзала, построенного в 1940-м году архитектором А.З. Гринбергом. В последние годы здание практически находилось в аварийном состоянии, так что проект буквально вдохнул в него новую жизнь. Организаторов воодушевил положительный опыт других музеев: Музея д'Орсе, расположенного в здании бывшего железнодорожного вокзала, берлинского Музея современности на Гамбургском вокзале (Гамбургер Банхоф), Музея Арп вокзала Роландсек. Еще одним примером для подражания оказался Музей современного искусства Гуггенхайм-Бильбао, изменивший в свое время инфраструктуру бедного региона Испании благодаря коммерческому успеху и интересу со стороны публики. Правда, как отмечает Гордеев, пермский музей не будет интернациональным, как Гуггенхайм-Бильбао, но будет ориентироваться на поиск «границ для „своей“ идентичности и отличий, отличий, отличий от других».

На выставке «Русское бедное» «свою» идентичность ищут не только известные русские художники, но и те, чьи имена пока не на слуху. Первый этаж отдан «классикам жанра». Во всю стену возвышаются археологические «находки» Валерия Кошлякова из гофрокартона, скотча и темперы, цветовой палитрой напоминающие живописные работы Джакометти. Каллиграфические знаки Дмитрия Гутова вдохновляют на искания тайного смысла и «небесной гармонии» в скрюченных проводах и ржавой проволоке. Перемещаются куда-то волшебные дома и города Алексендра Бродского — не в пространстве, но во времени: заснеженный квартал-шарманка в стеклянном аквариуме на больничной каталке; глиняный кинотеатр-грузовик, внутри которого маленьким человекам показывают одну и ту же уносящуюся вдаль дорогу. Ставит в тупик запыленный Сергеем Волковым «Дорожный указатель» с безнадежно растопыренными стрелочками. И еще много разных мыслей и эмоций появляется рядом с работами Юрия Альберта, Игоря Макаревича, Анатолия Осмоловского, Петра Белого и других художников.

Второй этаж отличает инфантильная веселость и занимательность: извивающиеся металлические шланги («Река», Recycle [Блохин, Кузнецов]), их же огромные надувные головы с шевелящимися мозгами, танцующие и поющие игрушки-калеки («Роботы», Злата Понировская), глиняные жители мегаполисы, занятые своими привычными делами («Будни», Максим Мамсиков), самодельные вещи, обнаруженные и подобранные Владимиром Архиповым и т.д.

В целом выставка смотрится очень органично и оставляет много положительных впечатлений. Можно только порадоваться за пермяков и за появившуюся у них возможность обретения такого музея. Многое зависит от того, как они воспримут выставку. В любом случае, выставку можно считать важным моментом формирования среды, в которой будет происходить обсуждение и циркуляция мнений, новых идей.