В лондонском Tate Modern все лето работает большая по объему выставка Street&Studio («Улица&Студия»), посвященная истории портрета в фотографии в городской среде. С самого возникновения медиума и до наших дней параллельно развиваются два основных подхода к портретированию: студийная фотография (условно — постановочная), и уличная (условно — случайная). История фотографии так и преподносится: как череда различных аспектов соперничества, сосуществования и взаимопроникновения этих двух подходов. Каждый из 11 залов имеет свой подзаголовок: «предшественники», «прохожие», «уличная фотография между мировыми войнами», «студийная фотография между мировыми войнами», и т.д. Несмотря на кажущуюся механистичность кураторской идеи, выставка оказывается куда интереснее, чем можно ожидать: авторы, известные по истории фотографии, оказываются помещены в относительно неожиданный контекст. Учитывая россыпь самых знаменитых имен в фотографии за все время вообще — от Фокса Тальбота до Мартина Парра, со всеми остановками — панорама открывается завораживающая. Интересно сравнивать «уличную фотографию моды» Уильяма Кляйна и портреты бомжей Андреса Серрано (снятые с профессиональным светом в передвижной студии): наглядно замечаешь, как арсенал студии заимствуется и применяется уличной фотографией, и наоборот. К минусам выставки можно отнести не самый сильный раздел современной фотографии («Современные улица&студия I и II»). Авторы сконцентрировались на методах репрезентации (лайтбоксы, видео и т.п), на размывании пространства фотографии и выходе ее в чистое пространство контемпорари арта. Этот подход интересен, но спорен хотя бы в силу падения качества собственно изображения в этих двух залах. В то же время в наши дни живут многие новаторские фотографы, развивающие собственно фотографический язык (Трент Парк, Антуан Д'Агата, Алек Сот…).

Условно-отечественная фотография представлена серией парных фотографий бомжей Бориса Михайлова, и одинокой фотографией Антанаса Суткуса. На обложку каталога удачно вынесена работа Юргена Теллера из серии «Просмотр», являющей собой портреты девушек, пришедших пробоваться на роль моделей в его лондонскую студию. Девушек Теллер фотографировал в буквальном смысле на пороге, разделяющем студию и улицу.

Выставка организована Tate Modern (куратор Беттина Кауфман) совместно с эссенским Museum Folkwang (кураторы Уте Эскилден и Флориан Эбнер). Продлится до 31 августа.