В 1979 году критик и философ Борис Гройс написал статью «Московский романтический концептуализм» и тем самым присвоил себе символическую власть называния. Художники и критики, оказавшиеся в радиусе гройсовского излучения, тогда эту власть признали. В то же время, звонкое и актуальное название сыграло хорошую службу для признания (или хотя бы узнавания) самих художников на Западе.

С тех пор прошло уже почти 30 лет. Гройс решил напомнить миру об этих художниках (или, скорее, попасть в струю, учитывая продажи этих самых художников на ведущих мировых аукционах и ажиотаж вокруг московского романтического последних лет), а заодно подвергнуть ре-легитимации свой термин (то есть заново укрепить власть, которую недальновидные денотаты пытаются последнее время расшатать).

Напоминание происходит во франкфуртском Schirn Kunsthalle. Ре-легитимацию обеспечивает внушительный каталог с текстами Гройса (их два — один 1979 года, второй совсем новый), Макса Холяйна, Екатерины Бобринской, Мануэля Фонтан дель Юнко, Мартины Вайнхарт, Доротеи Цвирнер, Ильи Кабакова и Андрея Монастырского. Нынешняя выставка — третья в цикле франкфуртских выставок, посвященных русскому искусству. В 1992 году в Ширн-Кунстхалле проходила выставка «Великая утопия. Русский авангард 1915—1932», в 2003-м году — «Фабрика мечты. Визуальная культура эпохи Сталина».

На выставке представлено около 130-и работ тридцати художников, включая Илью Кабакова, Эрика Булатова, Виталия Комара и Александра Меламида, Александра Косолапова, Игоря Макаревича, Елену Елагину, Андрея Монастырского, Бориса Михайлова, Дмитрия Пригова, Леонида Сокова и Вадима Захарова. Общность всех этих разнородных единиц связана, по мнению Гройса, с их отношением к искусству как к языку, а также с их структуралистскими установками.

Западное концептуальное искусство подвергало анализу художественные институции (музеи, галереи, фонды и т.д.) и всю систему искусства в условиях рынка. С одной стороны, подмена изображения словом имела критический смысл (под подозрением оказывалось искусство во всех своих проявлениях), с другой стороны, она позволяла (как тогда казалось) произведению ускользнуть от судьбы рыночного товара. В СССР не было художественного рынка, соответственно, и ценность произведения искусства определялась с точки зрения не рыночной, но символической экономики; решающее значение имел философский, идеологический, художественно-исторический комментарий. Поэтому объектом анализа в московском романтическом концептуализме была именно идеология.

Выставка условно разделена на две части, соответствующие двум хронологическим этапам. В первых залах выставлены работы 1960-х и 1970-х гг., говорящие на повседневном языке «простого советского человека» — Кабакова, Комара и Меламида, Пивоварова, Пригова, Рубинштейна. Вторая часть выставки — это более молодое поколение — группа «Коллективные действия», Монастырский, Захаров, Пепперштейн.

С 10 октября 2008 года по 11 января 2009 года выставка будет демонстрироваться в Мадриде в Fundación Juan March.