Наверх
Loading
| Видео

Сельский час Синего супа

Художники года по версии конкурса «Инновация» показали проект «Оборона»

Неподвижные, дизайнерские, выхолощенные видеоработы напрямую вступают в диалог со зрительским восприятием — примерно так можно охарактеризовать творчество группы «Синий суп». Их задача часто сводится к созданию идеальных темных миров, в которые художники с радостью окунают зрителя. Нередко на экране почти ничего не происходит, но хичкоковский «саспенс» нарастает с каждой секундой. Напряжение зрителя повинуется четкому заданному ритму и обычно не имеет окончательного разрешения. Медленная, еле заметная жизнь трехмерных графических объектов, отсылающих нас к телевизионным заставкам (вспоминается старая передача «Детский час» с трехмерной графикой студии «Pixar») должна оказывать определенное устойчивое впечатление на зрителя, вызывать заданный набор переживаний.

Группа «Синий суп» существует на московской художественной сцене уже двенадцать лет. Все эти годы художники производят темные метафизические опусы. В манифесте группы перечисляются многие «не», то есть то, чем они не являются и что они не делают. Первым же заявлением художники отрицают причастность к «политике, морали, государственной идеологии, экономике, власти, насилию, сексу, спорту». До некоторых пор с этим можно было согласиться, но уже их работы «Вестибюль-1», «Вестибюль-2» и «Выход», показанные на Первой Московской Биеннале современного искусства, указывают на противоречия. В этой трилогии мы видим дверь, около которой в вестибюле стоит кресло. По немногочисленным, но вполне недвусмысленным намекам зритель может догадаться, что перед нами кабинет представителя власти в СССР. Будь то КГБ, ЦК КПСС или приемная какого-то комиссара. В темный вестибюль по периметру двери просачивается яркий свет, нарастает неприятный гул, а затем происходят различные события: загорается лампа над дверью, чернеют обои около вентилятора, внезапно хлопает дверь (в работе «Выход» она изначально открыта). Хичкок утверждал, что «нет ничего страшнее запертой двери». Но здесь мы видим еще и политический подтекст, игру с восприятием советского прошлого. Естественно, перед дверью нет таблички с указанием назначения пространства за ней, но умело использование советской эстетики декора административных помещений работает таким образом, что зрительское напряжение нагнетается не только усиливающимся гулом, но и присутствием советской атрибутики власти. Некоторая игривая недосказанность здесь лишь усиливает момент узнавания и считывания подтекста государственной идеологии. Хотя, как мы помним, художники это отрицают.

Новая работа «Синего супа» точно также ни к власти, ни к политике, ни к идеологии, ни к насилию(!) (не забудем пункт «спорт»), по всей вероятности, не причастна. Пейзаж, похожий на оцифрованную живопись барбизонской школы самого идиллического периода, время от времени затягивается туманом, в котором слышны выстрелы и очень неотчетливо видны вспышки автоматных очередей. Видео не имеет начала, кульминации и развязки, но, следуя манифесту группы, сохраняет жесткий ритм. От работы к работе художники сокращают динамику и развитие, делают видео все более статичным, помпезным, безжизненным. «Оборону» досмотреть до конца может разве что специалист. Но это и не требуется. Достаточно пяти минут, чтобы рассказать знакомым о выставке по телефону и ничего не упустить. Здесь абстрактные пулеметные очереди в абстрактном туманном пейзаже ближайшего Подмосковья, также как и название выставки, указывают на размышления о власти и насилии, о страхе и современной социальной ситуации. Но конкретно ни о чем не говорят. Понимать какой-то сложнейший подтекст здесь незачем — это игра со зрительским восприятием. Игра довольно простая и буквальная, несмотря на интеллектуальность. Доступный рецепт: проверенный временем аттракцион комнаты страха с загадочным названием, отсылкой к сегодняшним жестким реалиям (от которого художники наотрез отказываются) и неплохой 3-D дизайн.

Создается ощущение, что после работ «Эшелон» и «Озеро», «Оборона» — это шаг назад. Стоило бы поменять эти работы местами, и тогда все было бы верно. Упрощение и буквальность в работе со зрительским восприятием стали заметны только сейчас. Хотя, возможно, раньше они достойно маскировались. Аттракцион «Оборона» может занять достойное место в ночном репертуаре кинотеатров I-Max, если только художники доработают его до полного 3-D формата.


Подпишитесь на рассылку Photographer.Ru
Новости | 30 сентября 2016
Вручены премии Альфреда Фрида
Борис Регистер из Калининграда награждён европейской премией для фотографов
Treemedia переиздаст фотокнигу Игоря Мухина «Рожденные в СССР»
Тираж будет отпечатан по результатам кампании сбора предварительных заказов на книгу