В воскресенье в ЦДХ закрывается «Арт Москва» 2008. Любой побывавший там заметил разницу между нею и ярмарками прошлых лет.

Выставочные стенды стали больше, участников меньше — 45 галерей против 75, и полметра между объектами против прошлогодних 10 сантиметров. Это результат попытки экспертного совета применить более жесткую стратегию отбора к галереям, подавшим заявки на участие в ярмарке.

«В этом году ввели новые условия подачи документов — галереи подробно показывали, что они собираются выставлять, экспертный совет рассматривал каждую заявленную работу. — поясняет галерист и член экспертного совета „Арт Москвы“ Елена Селина. — Обновлениями для „Арт Москвы“ стали новые имена и более внимательное рассмотрение старых. Уровень этой ярмарки — лучшее, что можно на этом этапе представить».

Директор «Экспопарка» Василий Бычков сообщил, что организаторы много лет старались сделать арт-Москву коммерчески успешным мероприятием, но впервые ярмарка стала прибыльной только в прошлом году, когда был заполнен весь ЦДХ, и было представлено 75 галерей. Однако коммерческий успех откровенно снизил общий уровень ярмарки. «Прошлый год был ужасен, — считает Елена Селина, галерист и член экспертного совета „Арт Москвы“ — но подобное происходит при становлении любой ярмарки».

Все художественное сообщество было озабочено падением профессионального престижа ярмарки из-за чрезмерной мягкости отбора. Давление со стороны возмущенного сообщества чувствовал на себе Василий Бычков: «Прошлогодняя ярмарка выглядела излишне сладко, но в этом году экспозиция мне понравилась, и мое мнение совпало с мнением друзей и экспертов, которые в прошлом году критиковали нас за излишнюю лояльность. В этом году они сказали: ну вот, мы продвинулись».

Елена Селина объясняет механику преобразования ярмарки: «Лучшая „Арт Москва“ была 3 и 4 года назад, когда начинался рынок. Галеристы, конечно, мечтали о продажах, но много об этом не думали. Как только рынок начал расти, у галеристов сорвало крышу, и по-человечески это понятно. Вообще, беда русских ярмарок и в частности „Арт Москвы“ заключается в отсутствии культуры инсталлирования. Проще говоря, все пытаются напихать работы поплотнее. Это объясняется еще и извечным русским страхом, что на следующий год этого не будет. При подготовке 12-й ярмарки нам приходилось убеждать галеристов: пожалуйста, давай сделаем шире экспозицию, выиграет твой художник, зачем ты вешаешь три его работы, повесь две, купят работу — перевесишь».

В среде художников и галеристов общий смысл оптимистичных диалогов о «новой» арт-москве, сводится к тому, что преобразование ярмарки — дело не одного года. В этом году ужесточили отбор, объяснили новые правила, задрали планку, в следующем попытаются наполнить новыми участниками, которые будут соответствовать уровню. Понятно, что цель организаторов — поставить «Арт Москву» в один ряд с лучшими международными ярмарками. Сработает ли избранная стратегия — станет ясно в следующем году.