Бернар Фокон. Серия «Большие каникулы»

Главной звездой нового Месяца фотографии будет Жан Бодрияр. Знаменитый французский философ прочитает одну лекцию в Пушкинском музее и откроет собственную выставку в муниципальном зале на Солянке. Его снимки не претендуют на то, чтобы быть шедеврами. Фотографии Бодрияра — скорее, иллюстрации к его философским высказываниям.

Книгу статей Бодрияра о фотографии вскоре издадут по-русски. «Превратить предмет в изображение — значит лишить его одно за другим всех его измерений: веса, рельефности, запаха, глубины, времени, длительности и, конечно же, смысла. Именно ценой такого развоплощения изображение обретает силу воздействия, становится медиумом чистой вещественности и еще более тонкого прельщения» (Жан Бодрияр. Убийство изображения). Так Бодрияр пишет про фотографию. И снимает — нечто неясное, неуловимое, прельстительное.

Знаменитая Орлан — соотечественница Бодрияра. Применяя постмодернистские теории на практике, она меняет свое тело как хочет при помощи пластической хирургии и выставляет фотографии собственных операций. Орлан — это будущее. Ее работы будут выставлены в московском Манеже (проект «Тело как модель»). К открытию выставки Орлан впервые приедет в Москву.

Первый день московского фотомесячника начался с вереницы галльских проектов в Новом Манеже. Они предоставлены Европейским домом фотографии (Париж) и Национальным фондом современного искусства Франции (опять же Париж). «Самый счастливый день моей юности» — идея Бернара Фокона, которая была реализована в двух десятках стран. Суть в том, что несколько десятков детей, вооруженных камерами, одновременно снимали свои впечатления одного дня. Лучшие кадры были отобраны профессиональным французским фотографом. Теперь в Новом Манеже москвичи могут увидеть не только впечатления столичных детей, но также ребят из Мали или Японии, Бирмы или Марокко.

Заботиться о детях стало актуально после речей Путина. Но Московский дом фотографии задумал свои «детские» проекты еще до последних президентских «указивок». И поспел вовремя. Так что у зрителей будет возможность сравнить испанских «Детей свалки» (фотограф Матиас Коста) с ребятами питерских улиц (на снимках Евгения Мохорева), увидеть советское детство двадцатых (глазами Александра Родченко) и семидесятых (в кадрах Нины Свиридовой и Дмитрия Воздвиженского). Первая ласточка — французская выставка «Дети и детство», открытая в Новом Манеже.

У биеннале, как обычно, французский акцент. Но кроме русских и французских проектов, в этом году в Москву приехали выставки из Португалии, Германии, Швеции, США и так далее — вплоть до Китая. Название серии Ван Фучуня «Китайцы в поезде» прямо отражает ее суть: Ван фиксирует активную жизнь китайских челноков и командировочных. Это — непарадный портрет страны богатых коммунистов.

Дети. Тело. Пейзаж. Вот три темы Четвертого московского фотобиеннале. Тело — главная тема мировой фотографии девяностых. Пейзаж — скорей, хорошо забытая старая тема. Манеж и Новый Манеж, мост «Багратион» и Фотоцентр — как обычно, Фотобиеннале займет несколько десятков залов, и выставки в них будут открываться постепенно. Пожалуй, самая интересная из них ждет зрителей под завязку, когда биеннале уже отгремит. 15 мая в Доме фотографии откроется выставка Нобуеши Араки, одного из самых знаменитых фотографов девяностых.