Meisterwerke russischer und deutscher Kunstphotographie um 1900 - Kartheinz W.Kopanski, Claudia Gabriele Philipp, Hrsg. - Prestel, Munchen - London - New York, 1999. 24,2x30,2 cm. Hardbound. 224 pp., 76 color ill. ISBN 3-7913-2234-6.

Издание альбома "Шедевры русской и немецкой художественной фотографии. Конец XIX - начало XX веков" приурочено к проведению одноименной выставки в Гамбурге, в Museum fur Kunst and Gewerbe в сентябре 1999 - январе 2000 годов.

Имя Сергея Лобовикова (Sergey Lobovikov), русского фотохудожника из Вятки, стало известно в Европе после проведения ряда выставок творческого наследия мастера из Областного художественного музея имени братьев Васнецовых, в Германии, Словакии, Чехии. Появившиеся публикации о Лобовикове, показ разнообразных сюжетов фотографий и сложных техник печати, которыми пользовались фотохудожники прошлого, сделали возможной аналитическую выставку-сопоставление творчества современников из России и Германии, Лобовикова и bruder Hofmeister. Они были ведущими мастерами пикториализма, участвовали в одних и тех же выставках, каталогах, журналах. К сожалению, после одновременного расцвета и взаимовлияния пикториальной фотографии в России и Германии в 1900-1910-х годах, их пути разошлись. Исторические обстоятельства сделали дальнейшую судьбу и авторов, и их наследия абсолютно различной: Сергей Лобовиков погиб во время фашистской бомбежки в Ленинграде, где жил на иждивении у родственников, а его творческое наследие, чудом спасенное сыновьями фотографа, попало в Кировский музей и сорок лет не вызывало ничьего интереса; bruder Hofmeister, живая легенда немецкой художественной фотографии, еще при жизни увидели свои произведения в экспозиции музеев, им посвящены исследования и выставки по всему миру. Только в 1994 году благодаря вмешательству судьбы в лице представителей Winteshalle и ГАЗПРОМа во время посещения Кировского музея возникла идея выставки Лобовикова и был издан первый каталог фотохудожника. Книга "Шедевры русской и немецкой художественной фотографии. Конец XIX - начало XX веков" 1999 года демонстрирует процесс постепенного возвращения забытого фотографического имени из России в историю европейской фотографии: первые главы книги, написанные немецкими авторами, посвящены развитию фотографического движения в Гамбурге на рубеже XIX - XX веков (глава Jens Jager) и особенностям гамбургской фотошколы (Claudia Gabriele Philipp). Работа Nina Martynova, главного хранителя Кировского музея, является пока единственным опытом аналитической биографии Сергея Лобовикова, а Enno Kaufhold останавливается в своем тексте на новациях русского мастера и его соприкосновении с немецкими коллегами. Статья Karlheinz W.Kopanski посвящена сложным техникам фотопечати, в том числе бромойлю, гуммиарабику, печати на альбуминовой бумаге, фотогравюре (гелиогравюре), бывшим на вооружении фотохудожников в начале века. Diether Munzberg опубликовал в книге рассуждения о реализме в художественной фотографии 1900-х.

Текстовая часть книги напоминает собрание материалов симпозиума по проблематике взаимовлияния русской и немецкой пикториальной фотографии, заявленной организаторами выставки "Шедевры русской и немецкой художественной фотографии. Конец XIX - начало XX веков". Но план издания также создает постепенность "вхождения в тему", от исторического экскурса через фактографию творчества нескольких фотохудожников до искусствоведческих обощений о стиле фотографии целой эпохи.

Альбом фотографий в книге "Шедевры русской и немецкой художественной фотографии. Конец XIX - начало XX веков" разделен на шесть частей, среди которых: Портрет, Пластика фигуры, Поколения, Городские виды, Сельская жизнь и Ландшафты - так чередуются тематические, жанровые и пластические, посвященные формальным особенностям фотографии, коллекции изображений как уже упомянутых трех фотохудожников, так и их коллег: участников Гамбургских фотовыставок, россиянина Alexis S. Mazurine и Eduard Christian Arning, Heinrich Wilhelm Muller и других.

Издание сопровождается библиографическими и биографическими материалами, делающим его также уникальным справочным изданием о мировой художественной фотографии рубежа XIX - XX веков, ее авторах, направлении развития, пластических проблемах.