Во всем мире уже стало привычным существование фотографии в двух сферах – в пространствах музейных выставок и коллекций и в среде галерейной репрезентации, где фотография выступает и как актуальное искусство, и как объект частного собирательства, столь популярный сегодня в западных офисных и домашних интерьерах. Если в Москве в последние годы и стали проходить выставки фотографии в крупнейших музеях, посвящаться большие материалы на полосах культуры в серьезных изданиях, то рынок фотографии, цивилизованный, прозрачный, пока только формируется. Активная еще в первой половине июля, фотографическая выставочная жизнь в Москве приобретает все-таки неторопливую каникулярность. Самое время не спеша покупать фотографию, пытаться разыскать что-нибудь эдакое, чего еще никто не видел, или ожидать, пока повторят на заказ что-нибудь из понравившегося, но уже разошедшегося. Для этих целей как нельзя более подходит экспозиция в ФотоСоюзе, почти постоянная, потихоньку обновляемая, представляющая классические и малоизвестные произведения советских фотографов, напечатанные с их авторских негативов.

Заметим сразу, что вся коллекция создана с негативов репортеров, которых с полным правом можно назвать авторами советскими – идеология плюс формальное совершенство и широта диапазона тем. Единственный мастер, стоящий особняком в этой экспозиции, – Александр Данилович Гринберг, один из столпов русского пикториализма. Он представлен документальными снимками – хроникой жизни 1930-х годов. Эти фотографии выглядят очень искренними и свежими, особенно по сравнению с неудачными попытками печатать его классические пикториальные произведения, предпринимавшимися Союзом фотохудожников в прошлом. Для пикториальной фотографии произведение завершается в богатой авторскими интонациями печати, с использованием особых «благородных техник» (бромойля, гуммиарабика и других). Сам негатив – жесток и сух, как всякая техническая фиксация, и только художник (фотограф) может вдохнуть жизнь в произведение своим прикосновением, руками – при печати. Поскольку повторить автора невозможно, да и техника использовалась совсем иная, красавицы и танцовщицы Гринберга выходили на новых отпечатках аляповатыми куклами на фоне размалеванных розами задников. Документальная съемка Гринберга – совершенно иное: неизвестная, почти запретная, и уж точно никому не нужная в свое время, сегодня она может стать украшением любого собрания.

Если вы были на выставке классика репортажа Аркадия Шайхета в ГМИИ в прошлом году, где были представлены только оригинальные отпечатки (винтаджи), то вы не видели знаменитейшего «Комсомольца у штурвала» - в оригинальной печати его нет в российских собраниях. Даже за рубежом, в галереях, где хранятся сокровища советской фотографии, нет этих отпечатков. Поэтому любоваться «Комсомольцем» можно было только в каталоге. На выставке в ФотоСоюзе вас порадует возможность посмотреть на современный отпечаток этой фотографии. Новая печать, конечно, не представляет настоящей коллекционной ценности, но душу уже будет греть то, что этот новый отпечаток – из ограниченного тиража, который лет через пятьдесят уже будет иметь совсем иную цену. Висящая рядом на выставке в ФотоСоюзе «Лестница» Шайхета в современной печати другая, чем уже ставший классическим отпечаток из коллекции ГМИИ. Но эта разница – во времени, в плотности печати, в бумагах и идее, вложенной печатником, – только обостряет и так уже давно муссирующуюся проблему: каким должен быть новый отпечаток старой документальной фотографии? Точной копией, вводящей в соблазн иных коллекционеров и галеристов? Или современной интерпретацией, иной по определению? Вероятно, что документальная фотография действительно сродни иконе, как заметил один московский куратор: негатив подобен канону, – да время водит рукой мастера – печатника фотографий.

Выставка новых отпечатков в ФотоСоюзе представляет много имен знаменитых фотографов 1920-1970-х годов. Здесь и Георгий Липскеров, один из самых ярких авторов журнала «СССР на стройке» в 1930-е годы, и Борис Игнатович, чье творчество не нуждается в представлении; Анатолий Егоров. «Самолет Максим Горький» последнего уже несколько лет удерживает первенство по числу заказов на «концептуальную интерпретацию старой фотографии для современных интерьеров». Негативы авторов, чьи снимки экспонируются на этой выставке, сейчас хранятся в Союзе фотохудожников России.

Вольно или невольно, только составители нынешней экспозиции предоставили историкам фотографии простор для исследовательских интерпретаций и игры воображения. Ну, разве не подарок для интересующихся творчеством Бориса Игнатовича увидеть в одном ряду его «У Эрмитажа. Ленинград. 1930», «У Большого театра. Москва. 1932»? Съемка крупного объекта в ракурсе на первом плане и знаменитые памятники – визитные карточки обеих столиц – на втором. Создается впечатление, что прием, найденный однажды, воспроизводится с завидным постоянством, «штампуется». Этому изобразительному ряду не было бы цены в монографии о влиянии идей пролетарской культуры и индустриализации на творчество Бориса Игнатовича, да только на выставке, где представляется «товар лицом» как-то неудобно видеть повторы мастера, не все свои фотографии-штудии, сделанные в поисках совершенной композиции, предназначавшего для публикации. Когда-то в среде фотографов достойным занятием в конце жизни считалось «чистить» свои архивы, оставляя лишь «коллекционные» отпечатки и лучшие негативы. Потом (не без влияния исследователей с их специфическими интересами) чистить себя перед лицом истории перестали. Теперь это дает возможность предлагать зрителю (покупателю) выбор: вам диагональ в кадре поострее или помягче?

Союз фотохудожников уже не первый год занимается современной печатью со старых негативов. Это занятие, безусловно, очень достойное, ведь именно усилиями Союза в России формируется цивилизованный рынок фотографии, которая становится Произведением – тиражным, оформленным, с учтенным числом отпечатков и полной информацией об изображении.