В конце 2000 года начало функционировать новое издательство АРТ ТЕМА, Санкт-Петербург. Крайне важно для фотографов и несомненно будет способствовать появлению новых книг по фотографии то, что художественным директором издательства стал известный петербургский фотограф Александр Китаев.
Первыми изданиями АРТ ТЕМЫ стали четыре фотографических книжки: «Невольная линия ландшафта. Петербург Александра Китаева», «Благословение. Святая Гора Афон», «Афон. Скит «Новая Фиваида» и “Still-Light”, альбом фотограмм А. Китаева. Все издания действительно претендуют на звание книжек, поскольку их назначение более масштабно, нежели просто альбомная демонстрация произведений разных авторов. Каждое из изданий – фотографический проект, где фотография либо выступает на первый план, как в «Невольной линии ландшафта», либо подчиняется теме, которая, в свою очередь, не может быть раскрыта иными средствами, чем фотография. Все книжки, хотя и напечатаны в Финляндии с очень высоким качеством, предназначены для широкой публики, для «развития фотографии и образования собственного зрителя у фотоискусства» (как заявляют основатели издательства), поэтому цена книжек невелика.

Невольная линия ландшафта. Петербург Александра Китаева.
А. Китаев, фотографии
В. Савчук, текст
Издательский дом АРТ ТЕМА, Санкт-Петербург, 2000
ISBN 5-94148-001-4
22х22 см, 36 полос, 36 ч/б фотографий

Эта маленькая монография о петербургском патриархе фотографии, снимающем город, обнаженных, портреты, создающем фотограммы, написана доктором философских наук на очень легком языке, со множеством ассоциаций с любимым Кун-цзы, Борхесом и другими персонажами современной интеллектуальной культуры. Предназначается для созерцания и текста, и изображений. Если родители вашей девушки говорят, что фотография несерьезное занятие, эта книга может служить индульгенцией.
Поскольку о «Невольной линии» уже писали в «Фото и видео» в тот момент, когда первый тираж этого издания вышел из типографии в Санкт-Петербурге, более мы не будем вас утруждать ее описаниями. Просто купите книжку в финской печати. И почувствуйте разницу.




Афон. Скит «Новая Фиваида»
С. Чабуткин, фотографии; М. Талалай, текст; И. Чмырева, текст
Издательский дом АРТ ТЕМА, Санкт-Петербург, 2000
ISBN 5-94258-004-9
22х22 см, 36 полос, 38 ч/б фотографий

Станислав Чабуткин – один из самых поэтических авторов прямой фотографии в Санкт-Петербурге двадцатилетней давности, чему служат подтверждением и его снимки в альбоме и выставке «Оптимизм памяти. Ленинградская фотография 1970-х годов». Потом – в течение многих лет в фотографии о Чабуткине не было ничего известно. И только поездка на Афон летом 2000 года прорвала плотину молчания. Станислав провел неделю в скиту «Новая Фиваида», который восстанавливается силами русских насельников под руководством старца Рафаила. Результатом стал репортаж о ските, рассказывающий о пространстве, где он стоит, его истории и жизни братии. Поскольку Афон издавна славился своими фотографическими традициями - мастерскими, фотографами, изображениями видов, то фотографии Чабуткина являются контрастным продолжением той давней традиции.
В России сегодня понятие фотографического репортажа стало частью герметичного лексикона профессиональных репортеров, ушло из представлений фотографов-любителей и зрителей. Книжка Чабуткина – повод вернуться к пониманию репортажа, научиться его видеть и делать. Текст Михаила Талалая, российского историка Афона, рассказывает об истории Новой Фиваиды. Текст Ирины Чмыревой представляет авторское видение взаимоотношений православной церкви с фотографией и размышления о природе занятий этим видом искусства.




Благословение. Святая Гора Афон. Фотографии
А. Китаев, фотографии; текст
Издательский дом АРТ ТЕМА, Санкт-Петербург, 2000
ISBN 5-94258-002-2
22х22 см, 36 полос, 24 ч/б фотографий

Строгий черно-белый репортаж о паломничестве русского мирянина к одному из афонских старцев. Монах уже очень стар, и этот визит - один из немногих во время его болезни и подготовки к смерти.
«Благословение» - это черно-белая история о смерти, показанной без испуга, сложных концепций и любования. Текст, сопровождающий фотографии – цитаты из Священного Писания и лирическое отступление некоего автора о ви’дении смерти православными людьми. Репортаж А. Китаева – пример компактного изложения события; фотографии были созданы не сходя с одного места, без применения внешних эффектов и специального освещения. То есть, репортаж был создан в условиях по-своему не менее трудных, чем военные действия или прием на высшем уровне. Только создать снимки на Афоне было возможно, лишь приложив внутреннее усилие, увидев происходящее изнутри, проникнув в его смысл во время съемки. Эта небольшая книжка для верующих станет приближением к старчеству и старцу, для профессионалов фотографии – одной из важных книжек на полке.




Александр Китаев. Still-Ligh. Фотограммы
А. Китаев, фотограммы; И. Чмырева, текст
Издательский дом АРТ ТЕМА, Санкт-Петербург, 2000
ISBN 5-94258-003-0
22х22 см, 36 полос, 42 ч/б изображения

Петербуржец Китаев занимается фотограммами периодически и давно - больше десяти лет.
Искусство фотограммы, которым россияне были славны всю первую половину ХХ века, когда изображением на фотографической эмульсии без применения механических и оптических приборов занимались Родченко, Хлебников и Зимин, потом надолго ушло в нашей стране в тень. Хотя у этого вида фотографии до сих пор существует множество любителей, имен, представляющих фотограмму из России в мире, не так уж много. Фотограммы Китаева сегодня представляют интерес и для зрителей, и для музейщиков и галеристов в разных странах. Издание, пусть в черно-белом варианте (многие из произведений Китаева тонированы и имеют фантастические колориты), важно как путеводитель по фотографическому материалу, представляющему ценность сегодня и в будущем. Но для читающей только по-русски фотографической публики книжка важна и просто как история фотограммы, вкратце изложенная Ириной Чмыревой.

Адрес издательства в Интернете: www.arttheme.ru, info@arttheme.ru.

В Москве книги издательства уже продаются в магазинах, а также их можно найти в Московском Центре искусств на Неглинной, 14.