Книга Надара «Когда я был фотографом» будет представлена во время книжной ярмарки non/fiction (Центральный дом художника, Москва, 28 ноября–2 декабря 2018) на стенде издательства «Клаудберри». В рамках культурной программы ярмарки пройдет выставка портретов знаменитых современников, запечатленных Надаром.

Когда я был фотографом
Автор Надар
Объем 416 стр., мягкая обложка
Формат 140х205 мм
ISBN 978.5.903974.15.3 

– Кто, на ваш взгляд, величайший фотограф в мире?
– Надар 

Ролан Барт
Camera Lucida 

Надар писал мемуары с сознанием историка,
повинуясь непреодолимой потребности высказаться,
владеющей очевидцем: этим чувством ответственности
насквозь пронизан его текст. 

Розалинд Краус 
Фотографическое. Опыт теории разночтений 

 

Об авторе 

Надар (Гаспар Феликс Турнашон, 1820–1910) – один из главных фотографов XIX века, а по мнению Ролана Барта, и вовсе величайший фотограф в мире. Он начинал как журналист и карикатурист, но прославился в первую очередь как фотограф.портретист. Его фотографии Александра Дюма.старшего и Эмиля Золя, Эдуарда Мане и Клода Моне, Жорж Санд и Сары Бернар выглядят неправдоподобно современно и очень непосредственно. Именно благодаря Надару мы можем увидеть в них живых людей – живописные и графические портреты, как бы хороши они ни были, не дают такого эффекта. Кроме того, Надар стал первым человеком, освоившим (и запатентовавшим! – как он сам не преминул бы подчеркнуть) аэрофотосъемку – ему удалось сделать первый снимок из корзины воздушного шара. 
Лучше всего вклад Надара в мировую культуру иллюстрирует карикатура его друга Оноре Домье – «Надар возносит фотографию на уровень искусства». 

О книге 

Надар был удивительным человеком, сочетавшим в себе детский азарт первооткрывателя, тонкий художественный вкус (если не сказать чутье), болтливость и хвастливость простого бюргера с проницательностью заправского бизнесмена. И все эти черты нашли свое отражение в книге. На первый взгляд, «Когда я был фотографом» можно причислить к представителям специфического жанра изящного словоблудия. Книга состоит из 12 историй: Надар то фотографирует знаменитые парижские катакомбы, впервые используя искусственное освещение; то перечисляет заслуги своих фотографических предшественников; то абсолютно голым поднимается на полусдутом воздушном шаре, чтобы наконец суметь сделать первый в мире кадр с воздуха; то случайно отдает официальный посмертный портрет не той скорбящей женщине – и так далее. 

Но на самом деле за всеми этими зачастую довольно хвастливыми байками, барочными конструкциями и гипнотическими перечислениями имен кроется тонкий и чуткий анализ уходящей эпохи, его эпохи. 

Надар был человеком XIX века, пусть прогрессивным, чутким ко всякого рода изменениям и несомненно предприимчивым, но все же не так уж сильно опередившим свое время, как иногда принято полагать. Разные главы были написаны в разное время, но целиком книга была издана ровно на рубеже веков, Надару к тому моменту было 80 лет. Он, конечно, прожил после этого еще 10 лет, но все равно уже тогда четко понимал, что его время подходит к концу – как его собственная жизнь, так и его эпоха. ХХ веку он не принадлежит. Возможно, отсюда – ненавязчивый трагизм заголовка «Когда я был фотографом», на самом деле не до конца соответствующий вполне жизнерадостному, хотя и ностальгическому, тону заметок. 

У Надара получились не мемуары в привычном смысле слова, а скорее эпитафия уходящей эпохе, но одновременно и путёвка в эпоху наступающую. Этим текстом он одновременно провожает XIX век и напутствует тех, кто отправляется в век ХХ. На протяжение ХХ века книгу «Когда я был фотографом» осмысляли такие люди, как Вальтер Беньямин, Ролан Барт, Розалинд Краус и Андре Руйе. Сегодня, с высоты века XXI, мы можем воспринять текст Надара не только как самостоятельное произведение, но и в контексте тех процессов, у истоков которых он стоял. 

Контакты 

www.klaudberri.ru 
Санкт.Петербург, 197342, наб. Черной речки, д. 15, офис 62 Тел. +7 921 319 98 92 dm@klaudberri.ru 
https://www.facebook.com/klaudberri/
https://vk.com/klaudberri