Rimon (Pomegranate), 2011 © Tal Shochat

Ансель Адамс (Ansel Adams), Агнес Варбург (Agnes Warburg), Токихиро Сато (Tokihiro Satō), Роберт Адамс (Robert Adams) и другие на выставке «В леса: Деревья в Фотографии»  (Into The Woods: Trees in Photography).

В ознаменование 800-летия Лесной Хартии (Charter of the Forest), подписанной Королём Генрихом III, и в честь вступления в силу Хартии Деревьев, Лесов и Народа (Charter for Trees, Woods and People) в 2017 году, музей Виктории и Альберта в Лондоне показывает новую экспозицию, показывающую важность деревьев в работе фотографов разных стран и времён.

Выставка составлена как из фотографий, входящих в постоянную коллекцию музея, так и из работ, недавно переданных Королевским Фотографическим Обществом в связи с их переездом в новый Центр Фотографии в 2018 году. Курирует выставку Мартин Бэрнс (Martin Barnes), старший куратор Музея по фотографии. «В леса….» началась с простого импульса – «мне нравятся деревья!» – но постепенно в этом импульсе обнаружился зародыш большой идеи. В присутствии «неразрывной хронологии», как говорит куратор, выставка рассказывает историю развития фотографии и в то же время взаимоотношений человеческого общества с деревьями и лесом.

Hakkoda #2, 2009 © Tokihiro Sato

«Музей Виктории и Альберта всегда собирал фотографии деревьев, по разным соображениям, – объясняет Бернс. – Например, в 1850-е годы официальный фотограф музея Чарлз Тёрстон Томпсон (Charles Thurston Thompson), получил задание по съёмке деревьев в поместье первого директора музея Генри Коула (Henry Cole) в Суррее. Впоследствии студенты, обучающиеся искусству, копировали эти работы так же, как они копируют скульптуры и живопись».

«Чем больше я думал об этом, – продолжает он, – тем больше я понимал, как важны деревья как объект для фотографии, и как они отражают состояние фотографии как медиа. Дерево проходит свой цикл развития по временам года, что даёт огромные визуальные возможности. Они графичны зимой и пышны, богаты летом. Такие основы фотографии, как свет, форма и время, проявляются в этом объекте очень ясно».

По мере того, как Бэрнс просматривал различные выборки фотографий, собранные музеем за время его существования, и изучал их в этом контексте, он стал замечать определённые закономерности, рождающие идеи. «Как только вы начали "копать" определённую тему, вы начинаете смотреть фотографии по иному, аналитически, – поясняет куратор. – Например, в подборке есть фотография Картье-Брессона. Вы никогда бы не отнесли его к фотографам-пейзажистам или к авторам, снимающим природу. Работа над определённой темой подчас смещает представления».

#274-5 from the series Sequester, 2011 © Awoiska van der Molen

«Деревья всегда были символом природы в целом, – говорит он. – Они становились гербами стран, культур и символами определённого образа мысли. Фотография дерева позволит вам прочитать чувства и характер фотографа скорее, чем просто окажется ботанической иллюстрацией или картинкой для путеводителя. В этом объекте съёмки скрыто множество значений».

На выставке представлены работы из самых разных времён и ландшафтов, от исторических фотографий Иоганна Карла Энслена (Johann Carl Enslen), Эдварда Стейхена (Edward Steichen) и Леди Клементины Гаварден (Lady Clementina Hawarden) до фотографий XX и XXI веков, включая таких авторов, как Роберт Адамс (Robert Adams), Джон Дэвис (John Davies), Симона Нивег (Simone Nieweg), и Токихиро Сато (Tokihiro Satō). Стилевой разброс представленных изображений также очень широк – от классической фотографии и ботанической иллюстрации до экспериментальных работ.

«В первую очередь выставка посвящена творческому самовыражению участников и тому, как предмет их фотографии помогает им выражать свои идеи, – говорит Бэрнс. – К примеру, я очень люблю работы Токихиро Сато. Он ставит камеру в лесу на длинную выдержку, и движется перед ней с маленьким зеркалом в руке. Он посылает «зайчики» с зеркала в объектив камеры, моментами «ослепляя» её. Это создаёт маленькие пятна света, похожие на светлячков или что-то подобное. Это чудесное использование долгой выдержки и аналоговой технологии, создающее нечто, выглядящее волшебно и в то же время естественно».

Rotting Apples from the series What Has Been Gathered Will Disperse, 2004 © Mark Edwards

Конечно, несмотря на многоаспектность и многослойность экспозиции, Бэрнс не отказывается и от экологического посыла. Говоря о принятии новой «Хартии Деревьев», вступившей в силу 6 Ноября 2017 для защиты лесов Соединённого Королевства, он отмечает, что невозможно было найти лучшего времени, чтобы затеять такую выставку.

«Экспозиция даёт нам возможность подумать о том, что деревья значат для нас, – заключает куратор. – Будь это для создания комфортной в нашем понимании жизни, искусства, или же поддержания чистоты воздуха. Это возможность напомнить, что то, что приносят нам деревья, мы не можем просто принимать как "должное", надо быть благодарными». 

«В леса: Деревья в фотографии» продлится до 22 апреля 2018 в Галерее 38а Музея Виктории и Альберта.

Перевод с английского Александра Курловича

Coppice, King’s Wood, 1994 © Gerhard Stromberg

Aspens, Northern New Mexico, 1958 © Ansel Adams

Poplars, Lake George, 1932 © Alfred Stieglitz

Poplar Avenue Srinuggur Kashmir from the end, 1864 by Samuel Bourne © Victoria & Albert Museum, London

Royal Engineers Cutting on the 49th Parallel on the Right Bank of the Mooyie River Looking West about 1860 © Victoria & Albert Museum, London