© Кирилл Головченко. Из проекта Bitter Honeydew
© Кирилл Головченко. Из проекта Bitter Honeydew
© Кирилл Головченко. Из проекта Bitter Honeydew
© Кирилл Головченко. Из проекта Bitter Honeydew
© Кирилл Головченко. Из проекта Bitter Honeydew
© Кирилл Головченко. Из проекта Bitter Honeydew
© Кирилл Головченко. Из проекта Bitter Honeydew
© Кирилл Головченко. Из проекта Bitter Honeydew
© Кирилл Головченко. Из проекта Bitter Honeydew
© Кирилл Головченко. Из проекта Bitter Honeydew
© Кирилл Головченко. Из проекта Bitter Honeydew
© Кирилл Головченко. Из проекта Bitter Honeydew
© Кирилл Головченко. Из проекта Bitter Honeydew
© Кирилл Головченко. Из проекта Bitter Honeydew
© Кирилл Головченко. Из проекта Bitter Honeydew
© Кирилл Головченко. Из проекта Bitter Honeydew
© Кирилл Головченко. Из проекта Bitter Honeydew
© Кирилл Головченко. Из проекта Bitter Honeydew
1 из 9

Современное искусство часто стремится быть актуальным, а его политизированность – прямое следствие этого стремления. Политические события, развернувшиеся на Украине, закономерно привели к «припоминанию» и возникновению многочисленных художественных высказываний на тему. Документальная лента Сергея Лозницы «Майдан» была включена в программу Каннского фестиваля, украинский дизайнер Юлия Ефимчук стала одним из победителей фестиваля моды и фотографии во французском Йере, ведущие мировые издания – The New York Times, Time, LensСulture публикуют многочисленные серии фотографий разных лет и авторов из разных стран, географическая локация которых снова она – Украина. Голоса украинских художников, фотографов, режиссеров зазвучали на международной арт-сцене. В стороне не остались и конкурсы фотокниг. В апреле был объявлен победитель European Publishers Award for Photography 2014 – немецко-украинский фотограф Кирилл Головченко с проектом Bitter Honeydew, а в июне гран-при на венском фестивале ViennaPhotoBookAward получила фотокнига Feud российского автора Ольги Матвеевой.

Черпая вдохновение в натюрмортах и бытовых сценках французской художницы эпохи Барокко Луизы Муайон, в драматических живописных полотнах голландца Яна Брейгеля Старшего Кирилл Головченко, проживающий в Германии, но снимающий большинство своих серий на родной Украине, рисует в фотокниге Bitter Honeydew жизнь придорожных торговцев бахчей. На его фотографиях, снятых преимущественно в ночное время, изображены современные «купцы» в своих самодельных полиэтиленовых «торговых центрах», предлагающих притязательному покупателю нехитрые дары природы. Этакая жизнь на обочине – своеобразный микрокосм, сформировавшийся вокруг временных переселенцев из стран бывшего СССР, что смешиваются с местными жителями, объединенных одной целью – заработать на Dolce Vita. Полный авторской эмпатии проект на веб-сайте фотографа дополнен поэтическими строками, в которых автор фиксирует и без того очевидный вопрос: Как вы думаете, сладко ли это, / Когда каждый проезжающий мимо автомобиль / Вызывает приступ кашля / И заставляет скрежетать ваши зубы?

© Ольга Матвеева. Из проекта Feud
© Ольга Матвеева. Из проекта Feud
© Ольга Матвеева. Из проекта Feud
© Ольга Матвеева. Из проекта Feud
© Ольга Матвеева. Из проекта Feud
© Ольга Матвеева. Из проекта Feud
© Ольга Матвеева. Из проекта Feud
© Ольга Матвеева. Из проекта Feud
© Ольга Матвеева. Из проекта Feud
© Ольга Матвеева. Из проекта Feud
© Ольга Матвеева. Из проекта Feud
© Ольга Матвеева. Из проекта Feud
© Ольга Матвеева. Из проекта Feud
© Ольга Матвеева. Из проекта Feud
© Ольга Матвеева. Из проекта Feud
© Ольга Матвеева. Из проекта Feud
© Ольга Матвеева. Из проекта Feud
© Ольга Матвеева. Из проекта Feud
© Ольга Матвеева. Из проекта Feud
© Ольга Матвеева. Из проекта Feud
© Ольга Матвеева. Из проекта Feud
© Ольга Матвеева. Из проекта Feud
© Ольга Матвеева. Из проекта Feud
© Ольга Матвеева. Из проекта Feud
© Ольга Матвеева. Из проекта Feud
© Ольга Матвеева. Из проекта Feud
1 из 13

В книге Feud Ольги Матвеевой, посвященной событиям, происходящим в Крыму с декабря 2013 по март 2014 года, не найти репортажных кадров. Это визуальная поэзия на остросоциальную тему гражданской войны, в которой автор видит воплощение некого самовоспроизводящегося сакрального действа, участники которого не могут объяснить его первопричину. Те, кто еще вчера делил одно прошлое, одну постель, становятся врагами, будучи независимо от своей воли вовлеченными в стратегическую социальную игру, которая подменяет собой реальность и противоречит какому бы то ни было здравому смыслу. Информационная война становится источником субъективных воображаемых миров. Кто источник этой провокации и какова ее природа? Почему она оказывается настолько притягательной, что вызывает аддикцию, подобную наркотической? Отчего состояние войны и ненависти порождает в людях почти животную страсть и становится механизмом самоидентификации от противного? Все эти вопросы, не частные, но общечеловеческие, становятся объектом исследования автора.

Оба фотографа получили премию в размере € 5000 на воплощение своих проектов. Книга Кирилла Головченко будет напечатана пятью европейскими издательствами – во Франции, Великобритании, Германии, Испании и Италии осенью этого года, а официальная презентация пройдет на неделе открытия фотофестиваля в Арле уже в июле. Фотокнигу Ольги Матвеевой издадут в сентябре, сейчас же она доступна для предзаказа.