Александр Евангели: Андрей, ты пятнадцать лет занимаешься сайтом Photographer.Ru. Ищешь деньги на поддержку и развитие, привлекаешь разных людей, некоторые из них остаются. Твои дети за это время выросли. Твой проект стал уже практически неотделим от тебя. Что для тебя юбилей?

Андрей Безукладников: Эта работа давно превратилась в способ существования, в форму жизнетворчества и упорядочивания реальности. Я все время борюсь с энтропией. Тут нет цели, есть процесс и обыкновенная жизнь.

Пятнадцать лет назад мне пришлось “завязать” с творчеством и начать зарабатывать. Мне не хотелось бросать фотографию, но в то время платили за такую фотографию, которой мне не хотелось заниматься. Я успел поработать в советских газетах, и этот опыт мешал мне заняться фотожурналистикой. У меня были шансы стать первым рекламным фотографом, но мне это было неинтересно. Поэтому я придумал себе другую профессию.

Первый импульс был экспериментом с фотографией в интернете. Сайт стал пуповиной, связывающей меня с фотографией. Первоначальной идеей было создание платформы для самообразования фотографов. Потом возникло понимание, что эта платформа может стать пространством взаимодействия. Люди, которые за эти 15 лет работали с Photographer.Ru как авторы или консультанты, понимали, что взаимосвязи фотожурналистики, арт-фотографии, разных фотографий в одном пространстве способны дать новое качество.

На протяжении всей истории Фотографера с нами сотрудничали только яркие, самобытные люди. С самого начала со мной был Вадим Гунько, он и сейчас главный разработчик всех программных модулей сайта. Чуть позже к проекту присоединились Лиза Фактор, Ира Чмырева, Миша Сидлин. Потом ты появился. Мне кажется, когда ты стал главным редактором, Photographer.Ru стал обретать правильные очертания. В последние два года очень много творческой энергии в сайт вложила Наталья Резник, пригласившая в редакцию прекрасных Анастасию Богомолову, Дарью Туминас, Лизу Эрлих, Элину Рыженкову, Ксению Юркову. Благодаря им аудитория сайта узнает о главных событиях восхитительного и невероятного мира фотографии. Радует, что такие неординарные люди, как Валерий Щеколдин, Николай Бахарев, Ирина Попова публикуют на сайте свои умные, эмоциональные колонки. Неоценимую помощь в поддержке жизнедеятельности творческого сообщества, образовавшегося вокруг сайта, оказывает Виктор Малышко.

Пятнадцатилетие я считаю вехой, а не юбилеем. Да, это время оглядывания назад, подведения итогов, но юбилей – это 10 или 25 лет, а 15 – это полдник перед юбилеем.

А.Е.: Последний – десятилетний – юбилей пришелся на кризис, многие его не перенесли. За это время начались и закончились многие многообещающие интернет-проекты. Перестали существовать Опенспейс, Артхроника. Еще масса менее заметных даже не вспоминается. Но на Photographerе кризис почти не отразился.

А.Б.: Жизнестойкость Фотографера по сравнению  с другими связана с тем, что он не является бизнес-проектом. Поэтому его не надо закрывать, если кончаются деньги или когда он не приносит прибыли.

Фотографер никогда не умирал, потому что есть люди, готовые делиться своим временем, помогать сайту, публиковать свои материалы – причем на эксклюзивной основе и без всяких гонораров. Им нравится эта площадка. Я горжусь тем, что есть такие люди! В разное время на сайте публиковались Александр Китаев, Дмитрий Орлов, Валерий Савчук, который недавно, кстати, прислал новое эссе о натюрморте, Виктор Мизиано с материалами о фотографии из своего издания.

В Галерее Фотографера хранится и постоянно пополняется виртуальная коллекция фотографий выдающихся российских фотографов от молодежи до классиков – Николай Свищев-Паола, Александр Родченко, Олег Климов, Юрий Козырев, Александр Орлов, Сергей Косьянов, Андрей Чежин – хочется назвать всех, но лучше пусть читатели увидят их сами в нашей Галерее.

Для того, чтобы много разных замечательных авторов хотели у нас публиковаться, должны существовать определенные условия. Видимо, нам удалось эти условия создать.

А.Е.: Что ты думаешь по поводу отечественного фотографического ландшафта, как он открывается с высокой башни Photographer? Кому на Руси жить хорошо и поможет ли нам заграница?

А.Б.: Сегодня все, что связано с творческой фотографией базируется в столицах – в Москве, Петербурге. Фотография активно существует и в больших городах-миллиониках, но это активность в младенческой фазе.

Основная школа была в фотоклубах, они были формой передачи знания от старших к младшим, минуя институции. Фотоклубы курировались местными управлениями культуры при обкомах и райкомах. Новая фотография, которая оторвалась от клубной реальности, лишена системного образования. Молодые люди, которым удается поучиться за границей, воспринимают локальные стандарты и приоритеты фотографических школ, во всех в странах люди по-разному думают и по-разному учатся. Возникает множественное видение, все разные, и это плюс. С другой стороны, у нас это никак не структурируется общей системой высшего образования. Молодая фотография сильно оторвалась от нашей традиционной фотоклубной фотографии, но у нее еще нет своего голоса, она говорит чужими голосами, на чужих языках. Постепенно все образуется, появится системное образование, может, на базе школы Родченко. Пока что как стихийное бедствие нас окружает множество курсов и самоназванных академий.

А.Е.: Андрей, ты арт-директор музея фотографии в Перми, что там происходит?

А.Б.: Пермяки не приняли Гельмана, чему я не рад. Он проделал большую работу, много успел, молодые люди избавились от шор, навязанных институциями типа союза художников, поверили что можно все, лед тронулся. Появилось понимание, что если люди хотят что-то сделать и убедительно это обосновывают, то государство идет им навстречу. Благодаря этому пониманию Музей фотографии продолжает успешно развиваться, меня это радует. В декабре мы открыли выставку «Кунсткамера», посвященную альтернативным фотографическим методам съемки и печати – камеры без объективов, фотограммы, платинотипия и др. Она пользуется огромным успехом и будет открыта до февраля. После февраля она поедет в Екатеринбург. Сотрудники музея Метенкова также захотели показать ее у себя. После Екатеринбурга хочу предложить ее Московскому дому фотографии.

А.Е.: Мне нравится взаимосвязь материалов на сайте, нравится многослойная коммуникация каждого материала с читателем, но в то же время я понимаю, что молодое видение виртуальной жизни и новые тенденции покусывают нам пятки. Надо бежать быстрее, надо становится живее. Что ты думаешь по поводу очередного редизайна сайта?

А.Б.: В дизайне надо соответствовать современному интернету и я за этим слежу. Мне кажется, что журнальная часть устарела, и мы будем ее обновлять. А в части коммьюнити мы уже поменяли интерфейс, сделали его современным и удобным. Он резко отличается от материнского сайта. Но наша аудитория постарше чем молодое поколение. Наш сайт не для подростков. Сайт объединяет взрослых людей, которые постоянно находятся в поиске, в самообразовании. Мой любимый тезис – я живу, пока я учусь.

А.Е.: В какой мере этот проект является отпечатком твоего персонального фотографического видения? Это вопрос не о цензуре, а о влиянии, об энергиях.

А.Б.: Мне кажется что сам Photographer.Ru тесно связан с моим пониманием фотографии как воплощения свободы. Свобода – высшая ценность в моем понимании. Фотограф – самый свободный человек из мне известных. Ты свободен и поэтому счастлив. Можешь делать красивые вещи, пойти погулять по набережной, подумать, посмотреть на людей. По отпечатку сразу чувствуется свободен человек или нет. Сайт делается для таких людей – свободных, счастливых. Он связан с моим пониманием, какой должна быть фотография. Я думал о том, что если б я отошел бы от сайта и им стали бы заниматься другие люди, то он мог стать совсем другим. Может он мог быть лучше, если б не был связан с моим персональным фотографическим видением, но он такой, какой есть. Люди, которые помогают сайту, – мои друзья, это дружеское предприятие. Дух свободы и дружбы помогает сайту держаться 15 лет.

А.Е.: Если мечтать, то ни в чем себе не отказывая. Что ты изменил бы в стране и в мире, если допустить такую возможность?

А.Б.: Открыл бы все границы. Упразднил паспорта. Мне это очень мешает. У птиц никто не требует паспорт. А также повсеместно отменил запрет на фотографирование.

А.Е.: Что хотел бы вернуть из того, что утрачено?

А.Б.: Я сожалею о том, что распался СССР. Мне нравилось ездить к друзьям на Украину, в Белоруссию, в Прибалтику, запросто садишься на поезд и едешь, или они ко мне. Это было здорово. Был кайф в том, что студенты из Армении приезжают, допустим, в Пермь – они находятся в одной стране, свободно выбирают место учебы.

А.Е.: Представим, что у нас неограниченный бюджет на развитие проекта – что изменилось бы?

А.Б.: Мне кажется, что у сайта есть потенциал, и если не было бы финансовых преград, то этот потенциал развивался бы вширь и вглубь гораздо быстрее. То же самое, но в большем объеме, быстрее наращивалась бы база для погружения человека в знания. Если бы бюджет был неограничен, то сайт рос быстрее в разы. Но отсутствие ограничений приводит к желанию объять необъятное. Так, наверное, можно сойти с ума. Мне кажется, лучше деньги заработать и потратить на то, что нравится, чем получить просто так. Ограничения неизбежны, это жизнь.