26 ноября в возрасте 89 лет умер американский фотографСол Лайтер. Лайтер родился в Питтсбурге, штат Пенсильвания, в 1923 году. В 23 года он переехал в Нью-Йорк, чтобы получить художе ственное образование. Камеру в руки взял благодаря своему другу, абстрактному экспрессионисту, Ричарду Пусетт-Дарту. Познакомившись с Юджином Смитом, Лайтер начинает использовать Ролляйфлекс для съемок. В 1951 г. его серия «Свадьба как похороны» была опубликована в журнале Life.

Следующие годы он занимался фешн-фотографией, снимал для журналов Эквайр, Harper's Bazaar, Elle, Nova, British Vogue. В 1953 г. его работы участвовали в выставке «Всегда молодые незнакомцы» / Always the Young Strangers, которую курировал Эдвард Стайхен в МОМА в 1953 г. Три года спустя, когда Стайхен готовил знаменитую выставку «Семья человеческая», Лайтер отказался в ней участвовать, решив, что его фотографии недостаточно хороши. В последующие годы Лайтер не снискал славы, и, смотря на то, что он продолжал работать, его фотографии изчезли из видимости.

Только в 2006 г., когда издательство Steidl выпустило книгу «Сол Лайтер: Ранний цвет» / Saul Leiter: Early Color, к фотографу вернулось общественное внимание, появились поклонники и галереи.

Лайтер являлся пионером цветной стрит-фотографии. Но, несмотря на то, что cейчас цвет является неотьемлемым в фотографической практике (Пинхасов, Мейеровиц, Нан Голдин, Гурски), очень долгое время цвет в фотографии отрицался: Джон Сцарковски, директор отдела фотографии в МОМА, не брал цветные проекты до тех пор, пока не согласился работать с Эгглстоуном в середине 1970-х гг.

Лайтера относят к нью-йорской школе, но его манера отличается от манеры Франка или Кляйна. Он снимал на цвет (на слайд-пленку Kodachrome), большинство его кадров были вертикальными с фирменными провалами по теням. Он снимал спокойные городские пасторали с задействованием зеркал, стекол, теней и силуэтов, отражениий, туманов, снега, дождя, дверей, автобусов – самых незаметных деталей пространства улицы так, как будто бы они были наброском кистью. За свою жизнь Лайтер отснял десятки тысяч кадров, большинство из которых до сих пор не печатались. В своем интервью для монографии, вышедшей в Германии в 2008 г., он писал: «Кому-то нужно быть решительным, чтобы строить карьеру и быть успешным. Кому-то нужно быть амбициозным. Я предпочитаю пить кофе, слушать музыку и рисовать, когда мне этого захочется». В 2006 году Музей Искусств в Милуоки организовал первую персональную выставку фотографа. А в 2013 году вышел полнометражный документальный фильм британского режиссера Томаса Лиха «Не спеша: 13 уроков жизни Сола Лайтера»/ In No Great Hurry: 13 Lessons in Life With Saul Leiter. Он был показан на фестивалях Европы и США, в частности, на фестивале DocNYC в ноябре этого года.

Ровно три года назад первую в России выставку Сола Лайтера открыла галерея Photographer.ru в сотрудничестве с Howard Greenberg Gallery (Нью-Йорк).