История ресурса Emphas. is, запущенного два года назад как смелый эксперимент, завершилась финансовым поражением и правовыми неурядицами. На минувшей неделе ситуация, сложившаяся вокруг проекта, который был признан неплатежеспособным еще летом (тогда же ликвидацией компании занялась Полин Эткинсон), получила широкую огласку благодаря статье в издании British Journal of Photography. Немногим ранее приостановил работу сайт популярной краудфандинг-площадки.

Emphas. is в 2011-м основали репортер Карен бен Хелифа / Karim Ben Khelifa, редактор Тина Аренс / Tina Ahrens и бизнес-консультант Фэнуэль Девевер / Fanuel Dewever. Платформа давала фотожурналистам со всего мира возможность обратиться к большой аудитории, детально представить ей свои документальные истории, анонсировать бюджеты исследований и получить финансовую помощь непосредственно от публики.

Год спустя ресурс обзавелся собственным издательством, чье появление глава этого подразделения Уолтер Тьянтеле / Walter Tjantelé называл естественным процессом. По словам управленца, большинство из обращающихся к сайту фотографов пытались изыскать средства именно на выпуск авторских книг, и Emphas. is намеревался помочь своим клиентам и на этом пути. Однако, похоже, издательская деятельность лишь ухудшила денежные дела компании, ускорив ликвидацию всего предприятия.

Хотя за пару лет функционирования краудфандинг-площадка привлекла 500 000 долларов в поддержку работ Мэтта Эйха, Пепа Боне, Томаса ван Хотрива, Робина Хаммонда и многих других фотодокументалистов, к сентябрю прошлого года она была охвачена внутренними разногласиями и переживала серьезные экономические трудности (еще тогда фирме необходимо было прекратить существование, утверждает Тьянтеле). К августу 2013-го общая задолженность платформы превышала 320 000 евро, львиную долю из которых составили неоплаченные сборы соруководителей и только 16% — сумма, взятая у сторонних кредиторов.

По признанию бен Хелифы, расходы на хостинг, лицензирование и техническое содержание сайта значительно превысили те доходы, которые Emphas. is привлекал в себе за счет комиссии, взымаемой с авторов успешных проектов. Основатели ресурса пытались найти инвесторов для своего стартапа, однако переговоры с потенциальными партнерами так ничем и не закончились. Впрочем, вряд ли рассматривавшиеся вложения в размере 250 000 долларов помогли бы делу.

Заложниками кризиса в Emphas. is стали известные фотографы и их представители. Так, тиражи изданий Faded Tulips Уильяма Дэниелса, Changsha Райана Дандона, UK Uncensored Питера Денча и Revolutions Реми Ошлика оказались запертыми на складе во Франции. По версии Полин Эткинсон, Тьянтеле, вложивший в развитие компании 100 000 евро, не передает готовые книги их владельцам, желая погасить с помощью этой продукции свои убытки. Сам же менеджер заявляет, что рассчитается с авторами, но хочет сохранить при себе хотя бы 10–20% экземпляров для компенсации собственных инвестиций.

Впрочем, в еще более затрудненном положении оказались те репортеры, которые недавно успешно завершили сбор средств на свои проекты, но вряд ли когда дождутся денег от сайта. В числе тех, кому так не повезло, значится Джослин Бэйн Хогг — член агентства VII, известный фотограф, прославившийся снимками британских криминальных банд. 136 человек пожертвовали на издание его Tired of London, Tired of Life более 14 000 долларов, которые не дошли до автора. Комментируя ситуацию, Хогг отметил: «Это ужасно! Ты просишь о поддержке, потому что все мы переживаем непростые времена. Люди вкладываются в тебя — твои друзья, твои коллеги, твоя семья. Они дают деньги, покупая книгу до ее выхода, но теперь этих денег нет». Джослин собирается написать всем своим «донорам» и объяснить положение, однако уже три месяца не может добиться от главы ресурса списка с электронными адресами тех лиц, которые перечислили средства на его работу.