В завершение недели открытий на фотофестивале Les Rencontres в Арле были объявлены очередные обладатели традиционной награды Discovery Award. Ежегодно номинантов премии выбирают пять приглашенных экспертов, а победители определяются путем голосования профессионалов индустрии. В 2013-м кандидаты на получение авторитетного приза были выдвинуты такими специалистами, как глава Arab Image Foundation в Бейруте Зейна Арида, директор лондонской The Photographers' Gallery Бретт Роджерс, куратор американского George Eastman House Элисон Нордстрем, основатель французского Le Bal Дайан Дюфур, создательница московского Multimedia Art Museum Ольга Свиблова.

В общей сложности на Discovery Award претендовали десять авторов (по двое от каждого из экспертов), однако в итоге награда досталась Ясмин Эйд-Саббаг и Розенн Кере / Yasmine Eid-Sabbagh & Rozenn Quéré. Врученная им премия имеет репутацию барометра дальнейшего развития фотографии, но победа дуэта является отражением скорее уже сложившейся в искусстве ситуации, а не намечающихся трендов. Прийти к такому выводу можно при одном взгляде на проект, отмеченный призом в размере 25 000 евро. Possible and imaginary lives — это история, собранная из найденных художницами чужих материалов и рассказывающая о четырех палестино-ливанских сестрах, разбросанных по разным уголкам земного шара. Одна из героинь, Джослин, жила в Каире, самая младшая, Фрида, отправилась в Париж, Стелла во время гражданской войны уехала из Ливана в Нью-Йорк, и только ее близнец Грациэлла осталась в Бейруте. Созданная Ясмин Эйд-Саббаг и Розенн Кере серия не представляет собой стопроцентно правдивое повествование. Она сочетает документальное и воображаемое, отрывки из интервью об истинных событиях и придуманных. Попросту говоря, выступает этакой фантазией, отталкивающейся от обнаруженных архивных снимков.

© Alexandre Slussarev
© Alexandre Slussarev
© Alexandre Slussarev
© Alexandre Slussarev
© Alexandre Slussarev
© Alexandre Slussarev
© Alexandre Slussarev
© Alexandre Slussarev
© Alexandre Slussarev
1 из 3

Кроме дуэта призеров, к мотиву найденного обратились и другие участники конкурса. Так, турецкий автор Халил использует подборку кадров, снятых разными фотографами на его родине во время восстания 1968 года и перекликающихся теперь с недавними беспорядками в стране. Польская же художница Марсела Паняк соединила купленные ей на блошином рынке карточки с высушенными цветами, желая тем самым нащупать знакомые сказочные образы из детства.

Американка Элисон Росситер хоть и создает собственные изображения, однако импульсом для ее проекта Expiry также выступает найденный материал. Правда, задействует она не снимки, а просроченную фотобумагу, относящуюся к каждому десятилетию XX века. Впрочем, есть в ее коллекции и образцы позапрошлого столетия. С помощью этого архива автор генерирует визуальные ассоциации событий разных эпох.

Другие претенденты на премию если и не работают с чужими кадрами, то исходят из уже порядком подзабытых фотографических техник, как это делают, например, Мартин Бекка и Крэйг Дж. Барбер. И только довольно традиционные работы Николая Бахарева и уже покойного Александра Слюсарева, двух номинантов от Ольги Свибловой, значительно выделяются среди остальных.

Параллельно с Discovery Award в Арле был назван и обладатель награды Author Book Award. В этом году им стал Антуан Д'Агата с книгой Anticorps, каталогом своей недавней ретроспективы, проходившей в парижском Le Bal. В качестве приза французский фотограф получил 8000 евро.

Antoine d'Agata - Anticorps from PhotoBookStore.co.uk on Vimeo.