Такой большой  выставки РОСФОТО в своих стенах еще не принимало. Три выставочных  зала отвели проекту «Арктическая истерия: современное искусство Финляндии». В качестве заглавия к выставке кураторы взяли название синдрома, формирующегося у людей, долгое время живущих на севере, с его снегом, холодом, и полярной ночью. Вставка была собрана в 2008 году для экспозиции в Центре современного искусства PS 1 при музее МоМА в Нью-Йорке, в 2008 году. С тех пор проект, претерпевая небольшие изменения, путешествует по миру. Петербург стал его финишной точкой. Около половины экспонируемых произведений финских художников – фотографии.

Один из самых  интересных проектов – серия из четырнадцати черно-белых фотографий Яри Силомяки «Она надевает красное» (1997 г.). Это портреты одной и той же старой женщины, каждый из которых совмещает в одном изображении два пространства – в одном мы видим ее, другое – представляет собой часть пейзажа или интерьера, метафорическая или эмоциональная связь которых с героиней становится ясной из подписей к фотографиям. По их характеру сразу становится ясно, что это – внутренний монолог персонажа. Читается и настроение, сюжет истории. Это переживание потери: «Я оставила сапоги Вяйно на ступенях. Пусть воры думают, что в доме есть мужчины», «Говорят, мертвые не разговаривают», «Я вон какая маленькая. Вот и осталась». На последней фотографии – слова самого автора: «Я фотографировала свою бабушку сразу после смерти деда. Его присутствие в ее жизни сейчас ощущается сильнее, чем когда либо».

Большие принты Иска Халсо – то ли антиутопия, предрекающие природе в будущем почти полное исчезновение – до редких оазисов-музеев под открытым небом, то ли визуализация возможной гармоничной интеграции индустриального общества в природу. Огромная фотокомпозиция Теа Мякипяя «Мир изобилия» представляет панораму райских кущ, к которым возможно придет современная цивилизация. Яри Силомяки показывает небольшую часть ежедневного проекта «Дневник моих наблюдений за погодой», в целом насчитывающую уже 2500 изображений. Сала Тюкя показывает серию «Портрет», где изображение лица складывается как коллаж, из геометрически правильных фрагментов, часть которых нарушает «правильность» композиции.

Выставка будет  работать до 1 апреля.