Двадцать произведений видео-арта из коллекции парижского Музея современного искусства будут демонстрироваться в Петербурге до конца августа. Выставка «Межвременье» («Entre Temps») открылась в одном из пространств Лофт-проекта ЭТАЖИ. Основу экспозиции составили приобретения музея, сделанные в последние десять лет. Как считают кураторы, это время — переходный период между двумя эпохами, а художникам удается рассказать о современности и, в то же время, нащупать «времен связующую нить».

Действительно, весьма разнообразные по этическому и эстетическому содержанию, все представленные работы отличает наличие актуального послания. Будь то трафаретная трехэкранная инсталляция Зинеб Сидиры о своих родителях из Алжира, биографо-историческое откровение Кристиана Болтянски, или новаторский по форме «портрет XXI века» Дугласа Гордона и Филиппа Паррено — 90 минут футбольного матча, снятые двенадцатью камерами, в разных техниках (от 35 мм. целлулоида, до видео), где в кадре всегда только одна персона, «звезда» Зидан.

Что же касается преемственности созданного в 2010-е, то тут мысли кураторов, в поисках национального своеобразия, приходится перепрыгивать через эпохи — чтобы напрямую связать первое десятилетие XXI века с яркими достижениями второй половины XX. А там уже выбирать не приходится — видео маркируют «нарративистским» и, стало быть, возводят к Новому роману, структурализму и Годару. Конечно, можно остроумную экспроприацию анимешного персонажа Пьером Уигом принять за игру с понятиями «снять фильм» и «предложить фильм», но деконструкция бытового языка, проделанная Валерии Мреженом и снабженная ссылкой, просто потеряет свое значение, так как выяснится, что «Лысая певица» об этом уже все сказала.

Впрочем, каковы бы ни были резоны кураторов, «отчетная» экспозиция — сильное и впечатляющее зрелище. Такое разнообразия подходов к видео и такое количество достойных работ в одном месте — редкое явление.