«На этом месте» — уже вторая персональная выставка Джоэла Стернфелда в берлинской галерее Buchmann.

Стернфелд, наряду с Уильямом Эгглстоном, — один из пионеров новой американской цветной фотографии. Знакомство с теорией цвета швейцарского художника Иоганнеса Иттена, преподававшего в Баухаузе и усовершенствовавшего цветовой круг путем введения в него дополнительных цветов и цветовых контрастов, подтолкнуло Стернфелда в начале 1970-х к работе в цвете с широкоформатными камерами.

Как большинство его современников и единомышленников, Стернфелд часто ездил в затяжные экспедиции по родной Америке. В своих сдержанных социальных пейзажах Стернфелду удалось претворить в жизнь основное положение наполненной восточным мистицизмом теории Иттена, о привнесении содержательности в произведение через цвет и форму, а не повествование. Нарратив может быть скрыт, неочевиден и составлять следующий уровень прочтения фотографии.

«На этом месте» — наиболее известная серия Стернфелда. Это фотографии мест бывших трагедий, выполненные между 1993 × 1996 годами и позже собранные в монографию «На этом месте: пейзаж памяти» («On this site: landscape in memoriam»). Неподготовленному зрителю они покажутся лишь нейтральными американскими пейзажами, и лишь знания о произошедших на этих местах событиях наполняют их подлинным смыслом. Дополненные краткими текстами, эти фотографии производят впечатление куда большее, чем сделанные по горячим следам сенсационные репортажи.

В предисловии к монографии Стернфелд пишет: «Я отправился в Центральный парк в Нью-Йорке, чтобы найти то место за Музеем Метрополитэн, где была убита Дженнифер Левин, и был буквально сбит с толку красотой открывшейся передо мной сцены и солнечных лучей, все так же равнодушно падающих на землю». Восемнадцатилетняя Левин была задушена в 1986 году Робертом Чамберсом. Мать погибшей не смогла добиться продления срока, и Чамберс, прозванный прессой «убийцей школьниц», вышел на свободу накануне Дня Святого Валентина 2003 года.

«Показав фотографию друзьям, я понял, что не только я один вспоминаю о Левин, проходя мимо Метрополитэн. Я понял так же, что храню на бессознательном уровне целый перечень подобных мест, отождествляемых с произошедшими там трагедиями. Я стал фотографировать места, маркированные подобным образом на протяжении всей моей жизни».

Проект Стернфелда поднимает так же важную проблему знания, или информированности, от которой зависит наше прочтение фотографий. Никогда нельзя быть на все сто процентов уверенным в том, что скрывается под поверхностью или за фасадом. «Наше чувство места, наше понимание пейзажной фотографии неминуемо ограничено и чревато неправильным прочтением», — говорит Стернфелд.