Вчера в галерее Майкла Янссена в рамках ежегодного берлинского Арт Форума открылась персональная выставка фотографа из Нью-Йорка Тима Рода.

Тиму 32 года, он выпускник Университета Вашингтона, живет и работает в Нью-Йорке вместе со своей семьей, женой и тремя сыновьями. Тривиальные бытовые факты играют в истории Рода важную роль, потому что именно семья на протяжении почти десяти лет является его основным материалом, что для современной фотографии и искусства — все же редкость. Домашние — единственные герои сложных театрализованных постановочных кадров Рода.

В своих работах Рода соединяет взятые из повседневной жизни мотивы с воспоминаниями о проведенном в Пенсильвании детстве и красочными историями прошлых поколений своей семьи, постоянно балансируя между документом и фальсификацией. Фотографии Рода, всегда черно-белые, — это сложная игра с прошлым, настоящим и будущим одной семьи, в результате которой искусство и жизнь переплетаются столь тесно, что становятся едины. Чувство щемящей тоски, соединенное с почти сюрреалистичным шутовством, наиболее очевидное в самодельных костюмах и гиперболизированных сюжетах, превращает каждый кадр, каждый эпизод в вырванную из времени и пространства виртуальную реальность, уже ни память, ни историю.

Все выше сказанное справедливо и в отношении последних работ, выполненных в Италии на средства от полученной в прошлом году стипендии Фулбрайта. Проведя некоторое время в Риме, Рода с семьей отправился в маленькую деревню на юге Италии, где вырос его дед. Дом с одной спальней служил ему и временным пристанищем, и студией. В стремлении исследовать жизнь своего предка и отобразить ее наиболее правдиво Рода продолжает стирать хрупкую грань между реальностью и фотографией.

Эстетика Рода, несомненно, берет начало в традиции семейных альбомов и любительских снимков, и в то же время выходит за ее пределы, становясь чем-то большим, чем простой документ — исследованием самого течения времени и поэтики человеческих отношений.