В галерее IAC-Berlin 5 сентября откроется выставка архитектурной фотографии Йорга Стека «Обещания Надежды и Веры». Составленная из лайт-боксов и пластифицированных принтов инсталляция Стека изображает фасады головных офисов глобальных корпораций. Ночная подсветка зданий усиливает сходство с сакральной, а не светской архитектурой, и одновременно подчеркивает профанную конкретность религии потребления.

После распада Советского Союза и государств соцлагеря глобализация получила преимущества для достижения повсеместного господства. Ее агентами стали могущественные и кровожадные международные корпорации, развязывающие войны в странах третьего мира, эксплуатирующие детский труд, уклоняющиеся от налогов, монополизирующие рынок, держащие на коротком поводке целые державы. Все — ради контроля над экономикой, управления людьми, подавления воли.

Глобальные корпорации отличает гипертрофированная и одинаково безликая архитектура их центральных офисов в финансовых столицах Европы, пустынях ОАЭ и в Москве. Фантастически масштабы и материалы этих зданий выражают экономическую мощь. Если прежде городские ворота и церковные шпили традиционно символизировали границу между мирской и духовной властью, то сегодня гигантские офисы-замки олицетворяют их слияние. Именно похожие на храмы офисные башни и логотипы репрезентируют сегодня статусное и ценное.

Религиозные импульсы в развитых странах перенаправлены на корпорации, бренды потребление и поставляемые как готовые продукты карьеры, социальные статусы, стили жизни. Даже религиозная активность вплоть до фундаменталистского экстремизма контролируется и финансируется корпорациями и силовыми структурами, так что нарисованную Йоргом Стеком картину мира это нисколько не нарушает. Апофеозом современной экономической системы и механизмов рынка, по мнению Стека, стало прозвучавшее с наступлением кризиса псевдо-религиозное «обещание спасения». Деньги спасут мир, это давно известно.