Александр Гринберг. Летнее солнце. 1926
Собрание Союза фотохудожников России
Александр Гринберг. Летнее солнце. 1926 Собрание Союза фотохудожников России
С 10 по 29 июня в большом зале Музея декоративного искусства и дизайна в Риге проходит выставка «Тихое сопротивление. Русская пикториальная фотография. 1900 — 1930-х». Выставка предполагает конспективную презентацию этого направления русской фотографии.

Отечественный пикториализм возник в конце XIX века, а к середине 20-х годов ХХ достиг своего расцвета. Потом был забыт, и интерес к нему возродился лишь в середине 1990-х годов.

Работы пикториалистов пользовались успехом на международных выставках и салонах. Они изображали традиционный пейзаж, обнаженную натуру, усадьбы, незамысловатые жанровые сцены и своей аполитичностью составляли эстетическую оппозицию советской идеологии. А потому фотографы-пикториалисты сначала подвергались нападкам критиков, наставлявших художников на путь соцреализма, а потом и репрессиям. Александра Гринберга, например, обвинили в «распространение порнографии» и отправили в сталинские лагеря. Обвинение было предъявлено после выставки «Мастера советской фотографии», которая проходила в 1935 году. Художник представил на ней этюды обнаженной натуры. Большинство фотографов-пикториалистов были лишены права заниматься профессиональной деятельностью. С конца 1930-х годов они не могли выставлять свои работы за рубежом.

Значительная часть отпечатков пикториалистов, не востребованная и не появлявшаяся на выставках более полувека, просто погибла.