С 20 марта по 15 мая 2008 года в Москве пройдет VII Международный месяц фотографии в Москве "Фотобиеннале-2008".

Выставки «Фотобиеннале-2008» сгруппированы вокруг 2 основных тем:
Свет и цвет
Изумление и восторг

Традиционно, на «Фотобиеннале-2008» будут представлены работы как классиков зарубежной и российской фотографии, так и молодых фотографов. Всего в рамках фестиваля будет представлено более 100 выставок, из которых около половины зарубежные.

На фестивале будут показаны персональные выставки Ральфа Гибсона, Ги Ле Кирека, Алекса Веба, Андреаса Гурского, Братьев Люмьер, Гарри Груйер, Георгия Пенхасова, Джим Дайн. Так же будет представлена выставка всех звезд Всемирного фотоагентства «Магнум», которому в этом году исполнилось 60 лет и ставшая традиционной выставка, предоставленная FNAC, который в этом году представит «Звездное небо».

Выставки VII Международного месяца фотографии в Москве "Фотобиеннале-2008” будут экспонироваться в ЦВЗ «Манеж», МГВЗ «Новый Манеж», Московском музее современного искусства (ул. Петровка, 25, и Ермолаевский пер. 17), Галерее Искусств Зураба Церетели, Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева, в Фонде культуры «Екатерина», в ГУМе, в художественном центре «АртСтрелка», в выставочном зале "Галерея на Солянке", в Центре современного искусства ВИНЗАВОД, а также других галереях и клубах Москвы.

Так же, в этом году в Центре современного искусства «Винзавод» будет располагаться официальный штаб фестиваля - «meeting place». Все 2 недели открытий там будут проходить шоу с лазерными проекциями, показы фильмов, фотографам и художникам будет дана возможность показать свои портфолио.

Традиционно фестиваль будет интерактивным, публика не только сможет голосовать с помощью мобильных телефонов за наиболее понравившийся проект, но и посылать на специальный сайт собственные фотографии, сделанные мобильным телефоном для участия в публичном конкурсе. Победителя конкурса определят посетители сайта фестиваля www.photo-biennale.ru, который будет создан совместно с крупнейшим поисковым порталом Google.ru. На сайте можно совершить видео путешествие по всем выставкам фестиваля и найти всю информацию о выставках, увидеть видео и фотохронику с каждого открытия, обновляющуюся каждый день, получить пресс-досье и программу фестиваля.

Директор Московского Дома Фотографии Ольга Свиблова о Фотобиеннале 2008

Программа Фотобиеннале – 2008 сформирована вокруг трех тем: «Свет и цвет», «Изумление, или to be surprise» , «Магнум - 60 лет!».

«Свет и цвет» - имеют прямое отношение к природе фотографии и её эволюции. В момент возникновения фотографии в 19 веке в русском языке синонимом слова «фотография» была «светопись», цвет появляется позже и сначала это была раскраска или подкраска разными материалами уже существовавших черно-белых отпечатков.

В начале 20 века, благодаря братьям Люмьер, изобретателям кинематографа, появляются первая массовая индустрия производства цветной фотографии - автохромы. Кстати, Люмьеры и сами были страстными фотографами. Выставка их собственных фотографий закономерно войдет в программу «Фотобиеннале – 2008» открыв нам не только технику автохромов, но и замечательный образ Франции эпохи Пруста.

Современная фотографическая реальность такова, что съемка на цифровые камеры все более и более вытесняет классическую фотографию, снятую на черно-белую пленку и отпечатанную вручную самим автором. Тем не менее, эта классическая техника и поныне дает удивительные результаты в руках настоящих художников. Её исчезновение, с точки зрения потерь для искусства фотографии, может привести к ещё более трагическим результатам, чем исчезновение редких животных или растений. Выставки Марио Джакомелли, Эдуарда Буба, Ги Ле Керрека, Ральфа Гибсона, Франциска Гонсалеса, Фернанда Лемуша, Богдана Конопки, Сергея Берменьева, Игоря Аскарова, Екатерины Голицыной, Андрей Гордасевича и др. – наглядное свидетельство неисчерпаемых возможностей светописи и её бесконечных реинкарнаций.

Эволюцию цвета в российской фотографии с 1860 гг. можно будет проследить на выставке с романтическим названием «Первоцвет». От первых «крашенок» до уникальных работ Дмитрия Бальтерманца, Якова Халипа, Роберта Диамента, Всеволода Тарасевича, Ивана Шагина и др. Это не только эволюция цвета и история российской фотографии, но и история России в фотографиях, где цвет выражал время, настрой и настроение эпохи. Сюрпризом станут ранее никогда не экспонировавшиеся опыты Александра Родченко с раскраской фотографии. Первый из них датируется концом двадцатых, а в тридцать пятом году его работа «Стадион» демонстрирует прямую раскраску фотографии, структурно подобную его конструктивистским монтажам. Диапазон первоцвета - от наивной раскраски семейных портретов к экспериментам Александра Родченко или ироническому возврату к цветным «люриксам» у Бориса Михайлова; от автохромов Прокудина-Горского, кстати, ученика Менделеева и братьев Люмьер, до тончайших опытов с цветом у Штеренберга или Бальтерманца.

Современное искусство, обращаясь к фотографии, работает с цветом концептуально. Наталья Павловская, одна из самых молодых участников Фотобиеннале, в своем проекте «Высокая печать» снимает старую типографию в модальности «поисков утраченного времени». Соответственно, и цвет её ближе к Диаменту , Шагину и Бальтерманцу, авторам из «Первоцвета», и в то же время этот цвет приходит «из сегодня» не скрывая своей цифровой природы и современной энергетики взгляда. Нежный и изобретательный проект художников из Краснодара Виктора и Елены Хмель «Золотая осень» симулятивно использует тона русской реалистической пейзажной школы конца IX - начала XX века. В заброшенном поселке под Краснодаром, где когда-то добывалась нефть, а теперь остались только ржавые нефтяные вышки и покинутые дома, они устроили тотальную инсталляцию «золотой субботник».

«Изумление, или to be surprise» - здесь интересен момент, как фотограф выбирает сюжет, и почему он нажимает на спуск фотоаппарата именно в эту долю секунды. Речь идет о той магической связи, которая возникает между художником и объектом съемки, тем напряжением времени и пространства, которое изумляет сначала фотографа, а потом и нас, зрителей, заставляя остановиться перед снимком, не пробежать, а запомнить, почувствовать и задуматься …
Проект Джима Дайна - классика современного американского искусства, который уже более четверти века не расстается с фотокамерой, посвящен воронам. Сюжет, на первый взгляд, банальный, а результат - невозможно пересказать словами, но и забыть тоже невозможно.

А вот Хана Якрлова интересна прежде всего своим сюжетом. Её проект «Big sister» - съемка в элитном публичном доме Праги. В момент возникновения заведения оно задумывалось хозяевами, как и многие другие во всех странах мира. Позже они заметили, что посетителей гораздо больше привлекают камеры скрытого наблюдения, установленные для безопасности девушек, чем сами девушки. С этого момента, вход в Big sister стал бесплатным, зато гости должны были дать согласие на интернет-трансляцию происходящего. Получается reality-шоу, которых сегодня великое множество и на телевидение и в глобальной сети. Что-то происходит с homo sapiens, если вместо искусства и реального участия в жизни интереснее подглядывать жизнь соседа и хочется быть увиденным любой ценой, пусть даже в «Big sister».

Конечно, с понятием «изумление» прекрасно рифмуется выставка «Звездное небо» представленная FNAC (куратор Аньес де Гувьон Сен-Сир). Несмотря на то, что виртуальная реальность все больше вытесняет мир реальный из нашей жизни и коммуникаций, мы все равно, хоть бы иногда, любуемся звездным небом и мечтаем…
В серии «Jamaica» Петра Ловыгина, девушка с ямайским флагом, вставленным в седло велосипеда, проносится по сельским просторам среднерусского пейзажа. С изумлением на неё взирают коровы, и мы даже не задумываемся о причинно-следственной связи происходящего так мы вместе с автором захвачены изумлением и восхищением. Петр Ловыгин – одно из открытий «Фотобиеннале – 2008», в рамках которого будут представлены три проекта этого молодого автора.

Фотографов «Магнума» Московская Фотобиеннале регулярно представляет с 1996 года, собственно с момента рождения самого фестиваля. Интервью с Анри-Картье Брессоном, в Париже в 1994, и главное – его фотографии, были главным катализатором самой идеи создания Международного месяца фотографии в Москве. Почти за двенадцать лет существования Московского Дома фотографии было показано 16 проектов фотографа «Магнума». «Фотобиеннале - 2008» представляет выставки Гарри Груйера, Георгия Пинхасова, Лиз Сарфати, Алекса Уэбба, Ги Ле Керрека и фильмы Мартина Парра. Если Ги Ле Керрек, один из старейших фотографов «Магнума», представлен черно-белым проектом «Джаз - от J до Z», то все остальные демонстрируют уникальный авторский подход к проблеме цвета в современной фотографии. Каждый из этих авторов, в рамках специальной программы фестиваля представляет свою проекцию, участвует в портфолио-ревю или проводит мастер-классы в Московской школе фотографии и мультимедиа имени А. Родченко.
Специальный гость «Фотобиеннале – 2008» - Андреас Гурский, один из самых звездных мировых фотографов, представитель знаменитой дюссельдорфской фотографической школы, во многом определившей развитие мировой арт-фотографии конца XX начала XXI века. Одна из его работ, «99 центов» была продана на аукционе «Сотбис» за 3.3 миллиона долларов.

Традиционно в рамках «Фотобиеннале – 2008» проводятся два конкурса. Билайн – генеральный партнер фестиваля дает возможность каждому с помощью SMS-сообщения, присланного на номер 010, указав код фотографии проголосовать за наиболее понравившуюся работу. По результатам этого голосования, на церемонии закрытия будет вручен приз зрительских симпатий. Награды получат и наиболее активные участники голосования. Кроме того, будет зрительский конкурс фотографий, снятых на камеру мобильного телефона, которые нужно прислать с помощью MMS-сообщения на тот же номер 010. Авторитетное жюри выберет победителей. Они смогут принять участие в кастинге рекламной компании Билайн и получат призы.

В этом году Московский дом фотографии продолжает сотрудничество с компанией Google – мировым лидером в сфере веб-инноваций. Новый интерактивный сайт Фотобиеннале 2008 создан на платформе таких сервисов Google как Picasa, Карты, Календарь и YouTube. Это позволило сделать навигацию по сайту максимально удобной и интуитивной. Теперь посетители сайта смогут не только узнать, где и когда будут проходить около 100 мероприятий «Фотобиеннале – 2008», но и
воспользоваться удобным каталогом, просмотреть отдельные работы,
ознакомиться с биографией авторов и тематическими видеоматериалами и даже проложить наиболее удобный маршрут посещения выставок.

Безусловно, реализация «Фотобиеннале – 2008» была бы невозможна без поддержки Правительства Москвы и Департамента по культуре г. Москвы, а также помощи международных институтов, организаций и партнеров, благодаря которым в Москве будут показаны выставки, связанные с историей и современным состоянием мировой фотографии. Главное же спасибо хочется сказать авторам, которые дали свое согласие на участие в Московской Фотобиеннале.

О. Свиблова