Известный берлинский галерист Фолькер Диль открывает в Москве филиал своей галереи DIEHL + GALLERY ONE, где будет представлять работы современных зарубежных и российских художников. К открытию приурочена выставка знаменитой американской художницы Дженни Хольцер (Jenny Holzer), которую в мае сменит «Гласность/Перестройка» — выставка русского соц-арта 1980-90-х годов.

Если исключить Лари Гагосяна с его закрытой галереей для рублевских миллионеров и соотечественников, ставших западными галеристами после отъезда и возвращения в Россию, то Фолькер Диль будет первый западным галеристом, открывающим действующую галерею в Москве.

Галерея в 600 кв.м. с видом на Москва-реку расположилась на Смоленской набережной в самом центре столицы. Рядом находятся Посольство Великобритании и Белый Дом. DIEHL + GALLERY ONE — это совместный проект Диля и московского художественного фонда Kira Foundation. Третьим соавтором этого проекта стала сама история места, занятого галереей. В 1978 году одна из структур советского минкульта под названием «ГосИзПропаганда» открыла здесь «Московский художественный салон-выставка N1». Под таким названием, будто взятым из игр московских концептуалистов, эта «салон-выставка N1» до середины девяностых скупала у частных лиц произведения искусства, — живопись, скульптуру и антиквариат. Лучшее отправлялось в фонды государственных музеев, оставшееся сбывалось на аукционах, которые сама же институция N1 и устраивала за рубежом и внутри страны. Кроме комплектования музейного фонда это довольно бодрое для эпохи застоя учреждение проводило выставки классического и современного искусства. Именно в этих стенах заседала экспертная комиссия Министерства культуры, которая не только решала вопросы пополнения музейного фонда, но и оценивала произведения искусства для частных коллекционеров — впервые в СССР. Последние годы здесь размещалась галерея. Три десятилетия дом 5/13 на Смоленской набережной остается местом силы для профессионалов, включенных в художественный процесс, и для всех людей, не чуждых искусству.

Основатель берлинского «Арт-Форума», Фолькер Диль входит в состав Экспертного Совета ярмарки «Арт-Москва». Он давно и пристально наблюдает за развитием российского искусства. В его берлинской галерее выставлялись работы «Синих Носов», этого двуглавого enfant terrible современного российского искусства. Один из тончайших российских живописцев и графиков Алексей Каллима представлял там свои произведения на тему чеченской войны.

Помимо российского искусства галерея работает с индийскими, китайскими и американскими художниками. Берлинская публика уже видела молодых арт-звезд Шилпа Гупта (Shilpa Gupta, Мумбаи, Индия), Жань Хуань (Zhang Huan, Нью-Йорк/Шанхай) и американской художницы-концептуалиста Сьюзан Хиллер (Susan Hiller).

В сентябре 2007 года берлинская галерея GALERIE VOLKER DIEHL переехала в отреставрированное помещение площадью 400 кв.м на Линденштрассе в районе Кройцберг (Berlin-Kreuzberg). С этого момента бывшее помещение на Циммерштрассе в центре Берлина получило название DIEHL PROJECTS. Теперь там проходят выставки молодых художников и показываются проекты приглашенных кураторов.

Галерея на Смоленской набережной открывается первой в Москве персональной выставкой ярчайшей звезды современного искусства Дженни Хольцер.

Интуиция Хольцер в ее ставших хрестоматийными работах «Трюизмы» и «Воспламеняющие очерки» значительно предвосхитила радикальный анализ повседневного языка, предпринятый Славоем Жижеком в конце 90-х и вскрывший идеологическую природу здравого смысла. Они содержали все узловые моменты концептуальной работы 70-х с политикой, социумом, репрезентацией и гендерной проблематикой, и стали самым заметным итогом политизированным 70-м.

Искусство Хольцер существует между текстом и урбанистическим дизайном, между медиа-скульптурой и архитектурой, между герметичной концептуальной идеей и демонстративной публичностью, — в ее работах обнажаются самые острые проблемы современной цивилизации; и сами произведения кажутся исторгнутыми из сердцевины этих проблем.

До сих пор Хольцер присутствовала в Москве лишь несколькими работами — в прошлом году посетители Международного салона изящных искусств в Манеже видели разрисованный ею автомобиль из коллекции BMW Art Cars. «Защити меня от моих желаний» гласит надпись на автомобиле, составленная из фосфорицирующих букв. А в 2001-м показанный в московском МУАРе проект венского САТ (Contemporary Art Tower) — зенитная башня, перестроенная в центр современного искусства — включал работу Дженни Хольцер, созданную под впечатлением Памятника Третьему Интернационалу Владимира Татлина, 1919-1920.

Большая выставка Дженни Хольцер в России ожидалась давно. В позапрошлом году до Петербурга не доехал большой проект художницы, предполагавший лазерную проекцию дневников Павла Филонова на фасаде Русского музея — проект, ожидаемый публикой и обсуждавшийся еще до всякого предъявления.

Проектом Дженни Хольцер «Like Truth», реализованным при содействии немецкой галереи Monika Sprüth Philomene Magers открывается и новая московская галерея Diehl+Gallery One. Экспозиция создавалась специально для нее — и как опыт исследования Москвы, и как размышление о наследии русского авангарда.

Главная работа проекта — инсталляция «Монумент» состоит из 22 полукруглых светящихся элементов, выстроенных в пятиметровую башню. В ней через пульсации красного, синего, розового, и белого воспроизводятся фразы Хольцер из серий «Трюизмы» и «Воспламеняющие очерки». «Монумент» в историческом контексте реконструирует и увековечивает память идеологий. Отталкиваясь от татлиновской башни, Хольцер балансирует между грандиозной авангардной утопией как возможностью переустройства мира — и реальной историей как самой разочаровывающей из воплощенных возможностей. Инсталляцию дополняет фриз из шестидесяти тонких искривленных полос, куда транслируются ее избранные тексты в синем и белом цвете. Эта часть экспозиции тесно связана с личной историей художницы. Тематически инсталляция затрагивает отношения правды и власти.

В экспозицию включен ряд новых картин, отсылающих к эстетике супрематизма. Они входят в незаконченную серию работ (начатую в 2006-м) на тему тайн власти и символизируют то, что спрятано от общественности, что каждому запрещают знать. Эти работы выполнены нефтью на холсте и представляют страницы реального документа, подвергнутого цензурному вымарыванию. Заменяя черную тушь цензора цветом, Хольцер вводит супрематические аллюзии, отсылает к Малевичу. Но больше чем исследование сходства с русским авангардом, этот момент указывает на деформацию политического через эстетическую форму.