Ключевые слова: книги, арт-фотография, издательство

В октябре 2012-го Aperture, отмечая свое шестидесятилетие, открыло большую юбилейную выставку. Для участия в ней американское издательство пригласило группу современных фотографов, предложив им сделать оммажи на ранее выпущенные компанией книги, уже ставшие классикой. К проекту, получившему название Aperture Remix, были привлечены англичанин Мартин Парр, сделавший ответ на 103-й номер Aperture magazine 1986 года, голландка Вивиан Сассен, интерпретировавшая Nudes (1977) Эдварда Уэстона, и Алек Сот, отталкивавшийся от Summer Nights (1985) Роберта Адамса.

В числе десяти авторов оказалась и американка Пенелопа Умбрико / Penelope Umbrico, получившая известность благодаря работам, созданным ей на основе найденных и присвоенных изображений (есть у нее, например, произведение, замешанное из сотен однообразных образов закатов, взятых с Flickr.com). Из всего наследия издательства художница предпочла выбрать популярную серию The Masters of Photography, выходившую с 1977 года.

Вдохновлялась 56-летняя уроженка Филадельфии прежде всего кадрами Анри Картье-Брессона, Мануэля Альвареса Браво, Уинна Баллока и других мэтров. В тематическом отношении ее Moving Mountains сосредоточился на видах гор, давно вызывающих интерес у фотографов и, по мнению Умбрико, являющихся в некотором смысле символом мастерства. В экспозиции Remix проект был представлен и как собрание из более чем восьмидесяти снимков, и в то же время как выпущенная ограниченным тиражом книга, размерами и оформлением отсылавшая к альбомам The Masters of Photography. Теперь же это издание появилось в iTunes USA, откуда его можно скачать бесплатно, и стало первой электронной фотокнигой Aperture.

Создавая собственную серию, куда вошло впоследствии сто кадров, художница использовала набор из 17 общедоступных приложений и фильтров для айфона. По сути, Moving Mountains исследует эстетику современных цифровых технологий, однако стилистика получившихся в итоге изображений скорее отсылает к годам становления фотографии и первым экспериментам с цветом. Эту мысль подтверждает и характер презентации проекта на выставках. Так, в Olson Gallery в Сент-Поле, Миннесота, он сопровождался инсталляцией, составленной из винтажных пленочных камер, которые были снабжены старинными фильтрами.