Выставка проходит в рамках «Фотобиеннале-2008»
Открытие выставки - 20 марта 19:00.

© Светлана Пожарская
Светлана Георгиевна Пожарская живет в Москве.
Ведущий специалист отдела фотоискусства Государственного Российского Дома народного творчества.
Ответственный секретарь Союза фотохудожников России. Член Союза журналистов России.
Куратор детской и молодежной фотографии. Член жюри, участник и призер международных, всесоюзных и российских фотовыставок, фестивалей и конкурсов.
Автор книг: «Фотобукварь» (в соавторстве с А. Агафоновым), «Детская литература», 1993; «Фотомастер», Москва, «Пента», 2001; «Школа фотографа. Антология детской и молодежной фотографии», «Галерея фотомастеров», «Галарт», 2008.
Преподает фотографию в Школе журналистики газеты «Известия» и ведет мастер-класс.
Заслуженный работник культуры Российской Федерации.

Проект, экспонируемый в галерее «Феникс», представляет работы нового этапа творчества Пожарской. Работы созданы без участия фотоаппарата, в технике сканографии - фотографии, полученные путем сканирования. По принципу создания сканограмма напоминает фотограмму, но, в отличие от нее, предметы кладутся непосредственно на стекло сканера и после сканирования сохраняются в TIFF-формате с помощью программы Photoshop, а затем распечатываются как обычные цифровые фотографии.
Сканограмма отличается особой четкостью изображения, магией пространства, и выразительностью цвета.

Куратор выставки – Людмила Желяскова.

Сканограмма как средство самовыражения

Для того чтобы заниматься фотографическим творчеством, совсем не обязательно брать в руки фотоаппарат и идти снимать. Современные компьютерные технологии позволяют использовать вместо фотокамеры любой недорогой планшетный сканер.

© Светлана Пожарская
Лично для меня побудительным мотивом заняться сканографией стала нехватка времени – основная работа ведущим специалистом отдела фотоискусства ГРДНТ, а также общественная – куратором детской и молодежной фотографии в Союзе фотохудожников России, плюс еще преподавательская работа… Короче, времени и светового дня не хватало, а желание творческой реализации не угасало, вот и пришла идея вечерами (а теперь уже и до глубокой ночи) использовать в качестве творческого инструмента свой старенький «Epson». С тех пор прошло три года. Я уже сменила три сканера – увы, эскизная (подготовительная) работа составляет 80% технологических затрат и приводит к быстрому изнашиванию техники. На один «кадр» у меня порой уходит до 30-70 предварительных просмотров. Мучительно долго улавливаешь в композиции сантиметровые и миллиметровые подвижки и перемещения сюжетно-важных элементов изображения, а также подбор фона, в качестве которого я использую: разноцветные ткани и бумаги, коробки из-под конфет, фольгу и т.п.

Порой я просто издеваюсь над техникой, совсем не предназначенной для таких занятий – кладу на сканер металлические и стеклянные предметы. Умудрилась как-то отсканировать чугунный утюг, правда, предварительно положив на сканер дополнительное стекло…

На первых порах занятия сканографией меня привлекала, конечно же, формальная сторона - качество изображения получалось поразительное: фактически на выходе я имела слайд 20х30см! Но со временем технический восторг поутих.… Потому что форма, какой бы совершенной она ни была, - лишь одна из составляющих фотографического изображения. Если в него не вложить идею, авторское отношение, мысли, переживания и чувства - оно останется лишь технической репродукцией. Поэтому, пережив этап восторженности перед этой удивительной технологией, я переключила свое внимание на содержание - на передачу в изображении ощущения времени и пространства, и от единичных изображений перешла к сериям и творческим проектам. Один из проектов возник спонтанно – у меня на кухне висит старая разделочная доска. Она – долгожительница и «служила» еще моей бабушке. И хотя в доме есть несколько разделочных досок, я по-прежнему люблю готовить только на ней, в хозяйстве она у меня – прима.

Так вот. В один прекрасный день готовлю я очередной домашний ужин и параллельно смотрю телепередачу из Америки о награждении «Оскаром» актеров «второго» плана». Вот тут-то и возникла идея сделать мою разделочную доску «актрисой». Так появилась серия под названием - «Старая разделочная доска». Главные ее герои - продукты, овощи, фрукты, рыбы меняются, а доска остается. Она так фотогенична и достоверна, что я дала бы ей «Оскар» за лучшую роль «второго плана»… Любимое место моих воскресных прогулок - подмосковные барахолки, а во время командировок - «блошиные» рынки российских провинциальных городков, где я могу бродить часами, погружаясь в эту удивительную и своеобразную атмосферу людского собрания. Для меня эти вещевые развалы – настоящие сокровища Али-Бабы: оловянные солдатики, старые башмаки и калоши, старинные открытки, аптечные пузырьки, ржавые ключи и замки – все эти предметы, купленные на барахолке, а также принесенные друзьями и знакомыми, становятся моими «моделями», и, ложась на сканер, они обретают новую жизнь в изобразительном пространстве сканограмм.

Процесс создания «фотографий без фотоаппарата» увлек меня так сильно, что теперь проблема творческой реализации перестала существовать. Попробуйте и вы. Возможно, и вас это занятие увлечет и станет новым этапом вашего творческого самовыражения.

Светлана Пожарская