В рамках "Фотобиеннале 2008".

Ли Фридландер и Джим Дайн «Фотографии и гравюры», 1969 / Lee Friedlander & Jim Dine «Photographs & Etchings», 1969.
Открытие состоится 24 марта 2008 года в 19:00

© Ли Фридландер / Джим Дайн Из портфолио «Фотографии и гравюры». 1969 Серебряный отпечаток и гравюра
© Ли Фридландер / Джим Дайн Из портфолио «Фотографии и гравюры». 1969 Серебряный отпечаток и гравюра
Несмотря на то, что Фридландер любит ссылаться на Атже, Уолкера Эванса и Роберта Франка, его творчество безошибочно вписывается в художественный пейзаж Нью-Йорка шестидесятых годов, в котором выделялись художники, работавшие в стиле поп-арт Рой Лихтенштейн, Клаус Олденбург, Джеймс Розенквист, Энди Уорхол, Том Вессельманн…

Это движение - настоящим социальным явлением, непосредственно отражавшее образ жизни того времени. Опираясь на зрелищную сторону общества потребления, оно извращает не только иконографию СМИ, но и их методы.

Изображения Ли Фридландера, которые характеризуются наложением противоречащих друг другу планов, из которых показываются урбанистического элементы, несомненно заинтересовали живописца и скульптора Джима Дайна, тогда только недавно приехавшего в Нью-Йорк и активно участвовавшего в авангардных художественных движениях.

Они встретились в 1962 году и быстро стали друзьями. Каждый увлекся работами другого, и они стали регулярно обмениваться своими рисунками и фотографиями.

В 1969 году у Джима Дайна возникла идея создать портфолио. Издательство Питерсбург Пресс дало им карт-бланш на то, чтобы осуществить "что-нибудь, что еще никогда до них не осуществлялось".

© Ли Фридландер / Джим Дайн Из портфолио «Фотографии и гравюры». 1969 Серебряный отпечаток и гравюра
© Ли Фридландер / Джим Дайн Из портфолио «Фотографии и гравюры». 1969 Серебряный отпечаток и гравюра
Напротив фотографий, выбранных Ли Фридландером, Джим Дайн помещает свои офорты. Нет никакой тематической или смысловой связи между двумя сериями; каждая из них абсолютно открыта и их сопоставление, хоть и кажется странным, является выражением творческой свободы свойственной поп-арту, такой как в Combine Paintings Раушенберга и Дайна, где в одном произведении находятся рядом предмет и живописная работа.

И тот и другой подчеркивают связывающую их дружбу, взаимное понимание работ друг друга и непосредственность их сотворчества. "Мы делали то, что нам хотелось, и оказалось, что это работает", уточняет Ли Фридландер.

Портфолио N°28/75, изд. Питерсбург Пресс 1969.
Фотографии: оригинальные серебряно-желатиновые отпечатки, выполненные в Нью-Йорке в феврале-марте 1969.
Офорты Джима Дайна, выполненные в Амстердаме в июле-августе 1969

Собрание Европейского Дома фотографии, Париж.
Проект представлен при поддержке Посольства Франции в России, Французского культурного центра в Москве, компании Fleming Family & Partners.