В рамках "Фотобиеннале 2008".
Открытие 2 апреля 2008 года в 19:00.

Гёксин СИПАХИОГЛУ, основатель агентства Сипа Пресс, уже более полувека занимает ведущее место в фото-журнализме, который ему обязан своими лучшими страницами.

©Гёксин Сипахиоглу Двое школьников перебираются через баррикады. Париж. 11 июня 1968
©Гёксин Сипахиоглу Двое школьников перебираются через баррикады. Париж. 11 июня 1968
От Синайской войны до Кубинского кризиса через крайне закрытый мир Албании Энвера Хокса, от Китая Мао до независимости Джибути, от советской интервенции в Праге и ухода Дубчека до парижских событий Мая 68-го года и трагических олимпийских игр в Мюнхене, все это охватил своим объективом Сипахиоглу во время своей карьеры фотожурналиста и мало что оставил в стороне.

Сипахиоглу родился 28 декабря 1926 года в Измире, в Турции, и учился в престижном французском лицее Сен-Жозеф в Стамбуле, где создал баскетбольный клуб, "Кадикёй Спор", из которого позднее вышел знаменитый клуб "Эфес"; потом учился на факультете журнализма Стамбульского университета. В 1952 он начал работать как спортивный журналист в вечерней ежедневной газете "Istanbul Express" и вскоре стал ее главным редактором. Создал газету "Yeni Gazete".

В 1957 году он перевернул привычную концепцию турецкой прессы, отдав фотографии главное место на первой и на последней странице. Будучи несогласным с новой издательской политикой, он уволился из газеты и представил свою кандидатуру на выборах в парламент в 1957 году. Это был его первый и последний опыт политической жизни. Став генеральным директором газеты "Ватан" в 1960 году, он умудрился ускорить типографский процесс и стал опережать своих конкурентов на 12 часов. "Ватан" становится второй ведущей ежедневной газетой страны. После смены владельца в 1961 году он ушел из газеты и посвятил себя фоторепортажу.

Сипахиоглу, один из первых больших фоторепортеров Турции, объездил весь земной шар. Начал он в 1956 году с войны на Синае.

В 1962 году переодетый моряком он проник на Кубу на борту турецкого судна, перевозившего зерно из России. Он оказался единственным западным журналистом, за которым кубинская полиция не установила слежку и которого не арестовала в Гаване во время Карибского кризиса. Его репортаж разошелся через агентства и был помещен на первых страницах 40 американских газет.

С 1966 года он корреспондент во Франции турецкой ведущей ежедневной газеты Hürriyet и распространяет свои репортажи через различные агентства, как-то Далмас, Репортер Ассосие, Визо, Гамма и Блак Стар в Нью-Йорке.

В 1969 году со своей подругой Филлис Спрингер, американской журналисткой, которая станет его женой, он основывает агентство, которому дает свое имя. Там он и директор и главный редактор и может гордится длинным списком сенсационных фотографий. Его агентство Сипа Пресс пользуется внушительной сетью корреспондентов, работающих по всему миру. Он сделал из него школу, из которой вышли многие фотографы с мировой славой, начальники и директора агентств в области как письменной прессы так и радио и телевидения.

В 1994 году французское правительство посвящает его в Кавалеры Ордена Искусств и Литературы.

В ноябре 1998 года он выставляет в Париже в рамках "Месяца фотографии"свои фотографии, посвященные парижским события мая 68 года,.

В сентябре 1999 года Международный фестиваль фотожурнализма "Виза Изображению" в Перпиньяне посвятил ему ретроспективную выставку, которая затем была показа в Стамбуле, Тиране, Лилле, Анжере и в Монтрей в рамках "Международного дня против расизма" в марте 2000 года.

7 апреля 2000 года он был награжден Президентом Республики Турции Медалью за Заслуги.

Отказавшись в 1998 году продать Сипа Пресс Биллу Гейтсу, Сипахиоглу его продал в 2001 году группе Сюд Коммуникацион, принадлежавшей Пьеру Фабру.

В конце 2003 года он покинул Сипа Пресс, которое и поныне остается самым крупным агентством фотографической прессы во Франции.

В сентябре 2004 года министр культуры г. Рено Доннедье де Вабр возводит его в офицеры Ордена Искусств и Литературы.

В апреле 2006 года Президент Франции Жак Ширак посвящает его в Кавалеры Ордена Почетного Легиона.

В сентябре 2006 года в музее Истанбул Модерн в Турции прошла большая ретроспектива его фотографий.

В сентябре 2007 года в Китае на Международном Фестивале Фотографии Пинг Йао прошла выставка фотографий, которые он снимал в Китае за 40 лет до этого.

Во время своего пребывания в 2007 году в Китае по случаю этого фестиваля он снял репортаж из 3000 фотографий о современном Пекине.

В ноябре 2007 года его фотографии о "Детях солдатах" были выставлены в Камбодже во время Ангкорского фестиваля фотографии.

В апреле 2008 года его фотографии о событиях мая 68 года в Париже будут выставлены в Москве.

Затем эта выставка поедет в мае в Барселону, а в сентябре в Перпиньян на ежегодный фестиваль фотожурнализма "Виза Изображению".

В ноябре 2008 года ретроспектива его творчества пройдет в Париже в Европейском Доме Фотографии.

Взгляд на баррикады

Когда разразились события мая 68 года, Гёксин Сипахиоглу только год как находился в Париже в качестве корреспондента нескольких крупных турецких газет. Он также работал фотографом в агентстве ВИЗО (предок Гамма и, разумеется, СИПА ПРЕСС), где также работал Жиль Карон, которому предстояло погибнуть в Камбодже в расцвете сил и открыть длинный список фотожурналистов, погибших на поле брани или под пулями фанатиков.

Главное достоинство Гёксина – его умный и живой взгляд, дающий пищу воображению, умеющему предвкушать и предвидеть.

Он очень быстро пошел вверх. Некоторые его фотографии к тому времени уже обошли земной шар…

Мая 68 станет для него своего рода вступительным экзаменом. Примут его или нет в сообщество великих фотографов? В тот месяц все лучшие фотографы мира бродят в районе Сен-Мишель, Бастилии и Елисейских полей. Суровая конкуренция. Великий турок дает им всем понять, что им придется с ним считаться. Газеты одна за другой на своих первых страницах и разворотах помещают его фотографии.

Для меня самой выразительной фотографией этой "Весны бешеных" является та, на которой спецназовец в пилотке и плаще проходит с выражением презрения и еще пока сдерживаемой силы на лице, мимо толпы размахивающей руками и орущей " C.R.S.-S.S!" (Республиканские силы безопасности - эсэсовцы). Девиз дня! А над головами, ровно посередине между экзальтированными гражданами и силами порядка, хранящими молчание полное угроз, можно прочитать "Порок и добродетель", афиша с названием фильма Вадима на фасаде кинотеатра на заднем плане этой сцены.

На другой фотографии мы видим как ночью на разгромленных улицах Парижа перевозбужденные студенты размахивают еще одним панно, сорванным с кинотеатра. На нем можно прочитать "Полиция над городом". У Гёксина взгляд охотника, с упрямым терпением поджидающего жертву. Он умеет ждать на нужном месте сцену, которую он предчувствовал. За долгие выжидания в укромных местах он получил немало ударов дубинками от спецназовцев, которых раздражало его невыносимое вездесущие.

"Весна бешеных" позволила ему действительно проявить себя во Франции. В нем тоже было много еще неиспользованной злости и непроявленного таланта. Май 68 дал ему этот шанс. "Это только начало, мы продолжим борьбу", орали студенты общества достатка, которые в порыве романтизма, унаследованного из прошлого, размечтались о "великом вечере". Для Гёксина это тоже было только начало. Он будет неутомимо продолжать борьбу. Сегодня созданное им агентство СИПА ПРЕСС известно во всем мире. Молодежь приходит к нему, чтобы поучиться секретам ремесла, и сегодня имена многих из его учеников широко известны.

Сорок лет прошло с этого "Времени цветения вишен" [известная песня о коммунарах – пер.], чем-то похожего на время Коммуны, но так как нищета была побеждена, на сей раз сытых детей счастливой Франции, в которой тогда практически ничего не знали о безработице уже, слава Богу, не расстреливали. В крайнем случае их только проучивали, помахивая дубинкой, с той учтивостью, которую заслуживают бунтари воспитанного и богатого общества, эти анфан террибли, требовавшие главным образом "Сексуальной свободы", "Права на Лень" и своим громким бунтом показывающие кукиш морали, в этом тоже, как и с баррикадами, опоздавшие на век. Фотографии Гёксина сегодня принадлежат истории.

Жан Бертолино

Гёксин Сипахиоглу «Взгляд на баррикады – май 68» / Göksin Sipahioglu «Un regard sur les barricades – Mai 68»
Куратор: Феррит Дюзиоль
Проект представлен агентством Sipa Press, Париж, при поддержке Посольства Франции в России, Французского культурного центра в Москве