В рамках "Фотобиеннале 2008".

Ксавье Зимбардо «Сакральность цвета» / Xavier Zimbardo « Le sacre des couleurs »
Открытие 4 апреля 2008 года в 19:00.

Ксавье Зимбардо «Освящение красок»
Гений видений

С тех пор как двадцать лет назад Ксавье Зимбардо покинул сферу Слова, где его удерживала его профессия преподавателя, и полностью посвятил себя своему призванию создателя изображений, он накопил ослепительную коллекцию фотографических творений - плод его путешествий по континентам и мирам. Его произведения ничего не имеют общего со снимками фоторепортажей документальных, жанровых, пейзажных или экзотических. Каждое из его изображений предстает перед нами как явление, возникающее благодаря тому, что в пространство реальности вторгается воображаемое, в нем действуют случайность и экспромты вдохновения.

©Ксавье Зимбардо Виддхака. Пронизывание, 2007
©Ксавье Зимбардо Виддхака. Пронизывание, 2007
Любой его мгновенный снимок независимо от жанра – видовой ли, портрет или сценка – светится светом, идущим из другого мира. Художник не ставит себе целью технически воспроизвести то, что у него перед глазами, он воспроизводит субъективный результат вибрации схваченного мгновения, идущей из глубины его глаза до глубин гипоталамуса под действием необычного освещения. Весь процесс творчества с момента съемки до печати, включая работу над негативом или цифровым изображением, осуществляется как танец на зрительном нерве. И везде проявляется его жажда погрузить фокус, мысль и либидо объектива в потустороннюю действительность за пределы видимого, приглашая нас направить наш взгляд на бродячую душу вещей, живых существ и миров. Вот почему его называют фотографом-шаманом.

В его творческой биографии одно событие имело в этом отношении решающее значение : его встреча в 1992 году с Индией, а точнее с индийской глубинкой, в Уттар Прадеш, недалеко от Матхуры, где он присутствовал на праздновании Холи. Этот традиционный праздник весны, плодородия и любви, отмечающийся ежегодно под знаком Кришны в полнолуние весеннего равноденствия, собирает в течение нескольких дней и ночей огромные толпы народа, охваченного ритуальным возбуждением, и призван стимулировать жизненные силы общины. Мирча Элиаде, долго живший в Индии, писал:"Праздник Холи сохранял до недавнего времени все атрибуты коллективной оргии, доведенной до исступления, его цель -возбудить и умножить до максимума репродуктивные и созидательные силы всей природы. Всякий стыд в тот момент забыт, так как речь идет о вещи несоизмеримой по важности с соблюдением правил приличия и обычаев: о том, чтобы обеспечить непрерывность жизни". И опять парадоксальный эффект: для того чтобы получить заряд смысла и жизненной силы, дух должен пройти через мощную разрядку жизненной энергии.

Хотя масштаб и исступление плотского разгула, которые еще не так давно имели место при праздновании Холи, сегодня носят скорее символический чем реальный характер, тем не менее еще и сегодня в этом празднике остро ощущается оргиастический блеск. В разгаре освящения весны и любви толпа священнодействующих окропляет себя водой, окрашенной красными цветами Ашока, водой цвета той крови, которая течет по нашим жилам и орошает нашу плоть. Она символ жизненной силы, временными инкарнациями которой мы всего лишь являемся. Красен и цвет чувств, зовущих к соитию, цвет того физического притяжения тел, которое на время праздника общим рвением освобождается от всех запретов и ограничений повседневности.

©Ксавье Зимбардо У истоков непознанного. 2007
©Ксавье Зимбардо У истоков непознанного. 2007
Когда Зимбардо вернулся из Уттар Прадеша со своей сказочной серией изображений Холи, он мне рассказал, как, погруженный в течение нескольких дней и ночей в бьющую через край эйфорию ликующей толпы мужчин и женщин, празднующих самый горячий из своих священных праздников, он познал опыт невероятной силы, потрясший его всего; это было что-то вроде инициации, ритуал некоего перехода, и этот опыт он хочет отобразить. В этой авантюре он потерял несколько килограммов и часть своей техники, но приобрел немалую часть того, что составляет самую сущность его творческой силы.

Эта необычная, почти алхимическая способность передвигаться с сей стороны на ту сторону воспринятого глазом изображения, играть с реальностью как с иллюзией и наоборот, измываться над негативом, чтобы освятить позитив, способность помещать невидимое в кадр видимого, прослеживается так или иначе во всем разнообразии тем и предметов, вдохновляющих его на съемку. Фотография служит для него незаменимым способом утверждать свою жажду бытия и становления.

В последнее время Ксавье Зимбардо несколько раз опять возвращался в Индию как в паломничество и привозил оттуда новые снимки, схваченные мгновения восторга, которые являются продолжением и мелодическими вариациями его первых видений Холи. Галерея Альбера Бенаму представляет на выставке некоторые из этих необыкновенно ярких изображений на тему «Освящение красок». Каждый сможет лично убедиться в том, как работает гений видений, присутствующий во всем фотографическом творчестве Ксавье Зимбардо.

Жорж Марбек

Проект представлен Galerie Albert Benamou, Париж, при поддержке Посольства Франции в России, Французского культурного центра в Москве