© Марсель Готеро Строительство здания Национального конгресса. Ок. 1958-1960 Собрание Moreira Salles Institute, Бразилия
© Марсель Готеро Строительство здания Национального конгресса. Ок. 1958-1960 Собрание Moreira Salles Institute, Бразилия
В рамках "Фотобиеннале 2008".

Марсель Готеро «Строительство г. Бразилиа» (архитектор Оскар Нимейер) / Marcel Gautherot «The construction of Brasília» (architect Oscar Niemeyer)
Открытие выставки 7 апреля в 19.00.

Снимки Марселя Готеро были приобретены институтом Морейра Саллеc (IMS) наряду с произведениями некоторых других замечательных бразильских фотографов XIX и XX вв., таких как Марк Феррес и Жозе Медейроc.

С момента создания в 1990 году, Институт Морейра Саллеc всегда был учреждением, важнейшей задачей которого было исследование и поддержка бразильской культуры. Следуя этой цели, его организаторы выбрали фотографию как одну из приоритетных областей, наряду с литературой и популярной музыкой, хотя визуальные искусства и кинематограф также входили в сферу интересов института. IMS заложил основу своего собрания фотографий в 1995 году, приобретя Коллекцию великих мастеров бразильской фотографии XIX века. В том же году Институт приобрел 44 негатива Клода Леви-Строса. Это снимки, сделанные знаменитым антропологом в 1935–1937 годах в Сан-Паулу, где он жил и преподавал в Университете. Первоначальное собрание из 2 600 работ разрослось до 450 тысяч в 2008 году. После приобретения коллекций Жильберту Ферреза и некоторых других, IMS стал обладателем самого богатого собрания бразильской фотографии XIX века.

В том, что касается творчества Марселя Готеро, IMS не ограничился собранием из 25 тысяч наименований, включая негативы, слайды и старинные фотографии, но дополнил его коллекцией изданий и документов, которые помогают пролить свет на важные аспекты жизни художника.

Творчество Марселя Готеро имеет огромное значение для фотографической истории Бразилии. Он работал вместе с выдающимися деятелями бразильской культуры – Родригу Мело Франко де Андраде (IPHAN), Эдисоном Карниеро (в Государственной комиссии по фольклору), Оскаром Нимейером (во время строительства Бразилиа) и Роберту Бурле-Марксом (с которым работал как архитектор и ландшафтный дизайнер). На своих фотографиях он запечатлел самые разные территории и регионы. Эти снимки также отличаются большим тематическим разнообразием и очень выразительны с эстетической точки зрения, благодаря тому, что автор имел опыт архитектора и дизайнера интерьеров.

Четкий и выверенный подход к работе чувствуется в систематизации самой коллекции, содержащей 2 200 контактных листов и 21 000 черно-белых негативов, рассортированных таким образом, что желающие могут получить ясное и подробное представление о всем творческом наследии мастера, включающем и около трех тысяч слайдов и цветных негативов.

Настоящая выставка «Строительство Бразилиа» представляет документальный цикл Готеро конца 1950-х – начала 1960-х гг., посвященный созданию современного города, который должен был стать новой столицей страны. Эти снимки позволят публике ознакомиться с одной из самых важных сторон творчества Готеро – создания хроники современной бразильской архитектуры и процесса строительства новой столицы страны, включая и творения архитектора Оскара Нимейера, который считает Марселя Готеро лучшим фотографом спроектированных им зданий.

Серджио Бурджи
Куратор, Отдел Фотографии Института Морейра Саллес, Рио-де-Жанейро, Бразилия

Собрание Moreira Salles Institute / Бразилия
Куратор: Серджио Бурджи
Проект представлен при поддержке Посольства Бразилии в России и Банка Сосьете Женераль Восток