© Александр Гронский. Из проекта «Меньше единицы»

Президентский центр Б.Н. Ельцина 16 марта представит выставочный проект «Новый пейзаж», объединяющий в пространстве Арт-галереи семь художественных взглядов на трансформацию постсоветского пейзажа. 

Художники: Пётр Антонов, Лиза Фактор, Александр Гронский, Валерий Нистратов, Максим Шер, Сергей Новиков, Анастасия Цайдер. 

Кураторы – Пётр Антонов, Анастасия Цайдер.

Партнер и участник проекта – компания Брусника.

Выставка «Новый пейзаж» впервые обобщает фотографические исследования постсоветского пейзажа, как способа осмыслить новую культуру. Отслеживая изменения антропогенного ландшафта от индустриального к постиндустриальному, художники фиксируют и иные трансформации: от плановой экономики к рыночной, от советского к российскому. Собранные вместе проекты – свидетельства радикальных изменений ландшафта и культуры, беспрецедентных по интенсивности и масштабу.

Работы Лизы Фактор, хронологически самые ранние из представленных, обращаются к Сибири как российскому пространству, частично освоенному, но по факту – покинутому снова. Александр Гронский в проекте «Меньше единицы» рассматривает те части России, где плотность населения составляет меньше одного человека на квадратный километр. «Документы природы» Валерия Нистратова, сделанные вдоль границ главного мегаполиса страны, изучают видимые примеры вторжения новой экономической системы в природу, фиксируют точки пересечения освоенных и неосвоенных пространств. Проекты Максима Шера и Петра Антонова рассматривают, как смена экономической и политической парадигмы изменяет городскую среду. В Grassroots Сергея Новикова современный российский пейзаж становится грандиозной декорацией для любительских футбольных матчей. «Аркадия» Анастасии Цайдер, как и проект Валерия Нистратова, рассматривает взаимодействие человека и природы, но в противоположность первому, не находит в нём оппозиции, а напротив – подчеркивает слои сосуществования города и природы-сорняка, не требующей ухода или охраны, всегда готовой занять пространства, для нее не предназначенные. 

В отечественной фотографической традиции критическое осмысление пейзажа происходит во второй половине девяностых и достигает своего пика в 2010-е. Художники живо отреагировали на социальные сдвиги и фиксировали привнесенные ими парадоксы. Одна из подобных точек фиксации, уже ставшая для нас повседневностью, – агрессивное проникновение человека на территорию природы, интервенция в советский городской ландшафт, уплотнение его структуры, нарушение ритмов, кустарные операции с внешностью.

Разрастание жилых территорий за городскую черту, строительство типовых торговых и деловых центров, формирование нового городского ландшафта – все эти явления объединяет процесс возникновения нового, постсоветского пейзажа. 

В рамках выставки пройдет публичная программа при поддержке Фонда Генриха Бёлля, включающая в себя дискуссии, лекции и кинопоказы, посвященные вопросам изучения культурного ландшафта, урбанистики и современной фотографии. 

Выставочный «Новый пейзаж» будет представлен в Екатеринбурге с 16 марта по 27 мая 2018 года по адресу: Ельцин Центр, ул. Бориса Ельцина, 3, Арт-галерея Ельцин центра, 2-й этаж. Время работы: 10.00 – 21.00.

Участники

Петр Антонов родился в Москве в 1977 году. С 2008 года полностью сосредоточился на фотографии. Работы Петра Антонова выставлялись в России, Великобритании, Дании, Канаде, Латвии, Литве, Италии, Сирии, США, Швеции и были номинированы на премии Prix Pictet, Paul Huf, PDN30. В 2016 году работы из цикла «Руины» вошли в короткий список номинантов премии Sony World Photography Awards.

© Петр Антонов. Из проекта «Деревья, автомобили, фигуры людей, различные типы ограждений»

Александр Гронский родился в 1980 году в Таллине. С 1998 работает как профессиональный фотограф. Фотопроекты Александра Гронского успешно экспонируются по всему миру, а работы находятся в музейных и частных коллекциях.

Работы Александра Гронского были удостоены наградами премий Foam Paul Huf Award, Aperture Portfolio Prize, World Press Photo, Lingof Young Photographer Award, Инновация, номинировались на премию Кандинского.

© Александр Гронский. Из проекта «Меньше единицы»

Валерий Нистратов родился в Москве в 1973 году. Карьеру фотографа начал в 17 лет, с 1994 года работает над собственными художественными проектами. Фотографии Нистратова выставлялись в России, Франции, Нидерландах, Швейцарии, США, Мексике, Южной Африке, Японии, Китае и других странах. Валерий Нистратов ведёт мастерскую документальной фотографии в Школе фотографии и мультимедиа им. Родченко.

© Валерий Нистратов. Из проекта «Документы природы»

Сергей Новиков родился в 1979 году в Чебоксарах. Имеет образование фоторедактора и режиссера монтажа. С 2009 года занимается проектной фотографией. Проекты Сергея Новикова выставлялись в рамках персональных и групповых выставок в России и за рубежом. Авторские фотокниги были номинированы на Luma Rencontres Dummy Book Award Arles, Photobookfest Dummy Award, DOCfield Dummy Award, Fiebre Photobook Festival, Dummy Award Encontros da Imagem.

© Сергей Новиков. Из проекта «Grassroots»

Лиза Фактор родилась в Москве, живет и работает в США. Куратор, фотограф и продюсер, основатель компании Screen, производящей инновационные документальные проекты, основатель фонда «Объективная реальность», соучредитель Agency.Photographer.ru. Куратор более чем двадцати выставок в России, США, Франции, ОАЭ. Дважды лауреат премии Howard Chapnick за продвижение фотожурналистики, член жюри международных конкурсов, в том числе мультимедийного конкурса World Press Photo. Фотографирует с середины 1990-х годов, её работы выставлялись в России, Испании, Великобритании и США.

© Лиза Фактор. Из проекта «Поверхность Сибири»

Максим Шер родился в 1975 году в Ленинграде, изучал лингвистику в Кемеровском и Страсбургском университетах, в 2006 году занялся фотографией. В 2008-м был выдвинут на премию KLM Paul Huf Award, в 2013 году стал финалистом фотографической премии Cord Prize. Автор персональных и участник групповых выставок в России, Австрии, Италии, Англии.

© Максим Шер. Из проекта «Палимпсест»

Анастасия Цайдер родилась в 1983 в Карелии, закончила факультет фотокорреспондентов в Санкт-Петербурге в 2009 году. Призер фотоконкурса «Серебряная камера», финалист премии в области современного искусства Кандинского в номинации «Молодой художник». Участник многочисленных групповых выставок в России и за рубежом, в том числе «Русские интерьеры» (Московский музей современного искусства, в рамках Фотобиеннале-2014), «Московия.Reseаrch» (Музей Декоративно-прикладного искусства, Москва), фестиваль Rencontres d’Arles (Франция).

© Анастасия Цайдер. Из проекта «Аркадия»

 

Ельцин Центр – точка притяжения города и международной аудитории, новое место на карте Екатеринбурга, России, мира. Ельцин Центр (Президентский центр Б.Н. Ельцина) – некоммерческая организация, носящая имя первого президента России. Основная задача Центра — сохранение, изучение и осмысление исторического наследия Бориса Ельцина в контексте политических и социальных событий 1990-х. Ельцин Центр был открыт 25 ноября 2015 года в Екатеринбурге. Президентский центр Б.Н. Ельцина был создан в соответствии с принятым в 2008 году Федеральным законом № 68 «О центрах исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий». 

Арт-галерея Ельцин Центра – пространство проведения временных выставок, где вниманию посетителей предложены художественные практики и кураторские проекты, представляющие искусство ХХ и ХХI веков. За неполные два года в галерее прошли выставки «90-е», «Берлинский случай», «Единомышленники», «Новокузнецкая школа фотографии», «Август 91-го. Люди на площади», «Нонконформизм как точка отсчета», «Владимир Дубосарский. Свидетельство о возрождении», «Неизвестный» и другие.