© Дарья Кузнецова

«Дом Метенкова» представляет выставку первой участницы нового сезона арт-резиденции музея. В своем проекте уральская художница Дарья Кузнецова обращается к мифологии озера Шувакиш.

Считается, что в первые же годы своего существования Уралмаш выпил некогда полноводный и сравнимый по размерам с Шарташом водоем, оставив на его месте почти иссушенный пустырь, покрытый травой и небольшими деревьями. Однако и до начала строительства завода Шувакиш описывался в документах как озеро небольшое, мелкое, мало-помалу превращающееся в болото. В течение последних ста лет уровень воды тут неоднократно менялся, сюда сливались канализационные стоки, поблизости захоранивались цистерны с ядовитыми веществами, образовывались свалки мусора. И здесь же обнаруживались стоянки древних людей. Местные жители били тревогу, объединяясь в сообщества по спасению и восстановлению озера, а ученые давали заключения о недопустимости его очистки от ила.

Дарья Кузнецова признается, что до начала работы над проектом в рамках резидентской программы «Дома Метенкова» в ее информационном поле этот водоем присутствовал только в сочетании с предлогом — «за Шувакишем». Имеющиеся сведения об озере оказались довольно скупы. При этом в немногочисленных, не дублирующих друг друга материалах, которые удалось найти художнице, не было единства не только в определении степени полноводности Шувакиша на начало 1920-х, но даже в количестве и названиях вытекавших из озера рек. «Я в буквальном и метафорическом смысле стояла посреди белой глади водной части озера, окруженной зарослями камыша. И это все, что мне было доступно», — замечает Даша.

В то же время художница обратила внимание, что во всех встречавшихся ей публикациях Шувакиш представлялся как нечто недостаточно правильное, поврежденное, испорченное, нечто, что когда-то было лучше. Этот мотив она взяла за основу своего проекта «Человек находит весло», в котором сочетаются фотографии, созданные по мотивам истории озера, а также объекты, воплощающие образы духов этого места, и инсталляция в виде гнезда болотной птицы, собранная из камыша, осоки и текстиля.

СПРАВКА

Об авторе выставки

Дарья Кузнецова — художница из Екатеринбурга, работающая с текстилем, фотографией и рисунком. Юрист по первой профессии, она окончила также образовательную программу «Преодолевая фотографию» фонда «ФотоДепартамент» (Санкт-Петербург). Работы Даши показывались на групповых выставках в Екатеринбурге и в составе параллельной программы 4-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства. «Дом Метенкова» представлял работу Кузнецовой — вышитое одеяло с картой микрорайона города — на выставке «Воздушные замки Эльмаша» в 2017 году.

Об арт-резиденции «Новые истории Екатеринбурга»

В 2016 году «Дом Метенкова» победил в грантовом конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина с идеей арт-резиденции «Новые истории Екатеринбурга». По задумке команды проекта на протяжении года в городе поочередно работали семь художников из России, Украины и Германии. Каждый из них по результатам пребывания на Урале представил выставку или инсталляцию о сегодняшнем Екатеринбурге. В ноябре 2017-го команда «Дома Метенкова решила продолжить резидентскую программу. Для участия во втором сезоне проекта кураторская группа музея адресно пригласила уральских художников. Приезд еще трех авторов из-за рубежа поддержат партнеры «Дома Метенкова» в лице европейских культурных институций.