Вадим Гиппенрейтер. Извержение вулкана Толбачик. 1975

С 24 ноября по 25 февраля 2017 года на ВДНХ, в павильоне №59 «Зерно», будет представлена ретроспективная выставка Вадима Гиппенрейтера «От тишины до взрыва».

Жизнь Вадима Гиппенрейтера продлилась почти век и пришлась на один из самых напряженных периодов русской истории. Тем не менее, внимательно изучая его биографию и творчество, сложно понять, в какое время он жил. На снимках большинства его знаменитых современников – фотографов мы видим главные исторические события ХХ века: послевоенное восстановление страны, покорение космоса, «оттепели» и «заморозки», зарождение контркультуры, перестройку. На работах Гиппенрейтера того же периода мы наблюдаем совсем другое измерение жизни: здесь бурлят не политические страсти, а гейзеры Камчатки, извергаются лавой и пеплом вулканы, тихо замирают пейзажи средней полосы России, дремлют пески Средней Азии, камни Урала. На его фотографиях нет места и «городу» – главному лицу эпохи – ни как месту действия, ни как индустриальному пейзажу.

Больше 70 лет Вадим Гиппенрейтер собирал свой собственный архив, показывая в фотографиях то, что человек ХХ века мог видеть лишь мельком из окна поезда – подлинный масштаб нетронутой временем страны. На его снимках – что-то большее, чем любое значимое историческое событие, больше, чем человек, его жизнь и само понятие времени.

Вадим Гиппенрейтер родился в год Октябрьской революции. В том же 1917 году был убит его отец, офицер царской армии, потомок известного австрийского дворянского рода, и воспитывала его мать, сельская учительница. По воспоминаниям Гиппенрейтера, среди  родственников умение фотографировать было обычным делом, и он с детства помогал старшим снимать, проявлять негативы, когда большая семья собиралась вместе по праздникам. Позже у него появился отчим, инженер-конструктор, в свободное время любивший поработать над моделями фотоаппаратов и поощрявший увлечение Гиппенрейтера фотографией. Важной частью его детской жизни была природа и все, что с ней связано – он взрослел в то время, когда профессия геолога была окутана тайной и романтикой, советская арктическая эпопея была в самом разгаре, а каждый советский подросток читал рассказы Пришвина и Скребицкого.  Гиппенрейтер мог днями и ночами бродить по лесам, часами ждать рассвета. Сначала было важно проверить собственную способность прожить в лесу автономно, позже –  снимать то, что видишь в своих бесконечных походах. Биолог по натуре, он поступил в Московский университет, но почти сразу был отчислен из-за дворянского происхождения.

Вадим Гиппенрейтер. Весенний лес после снегопада. Мещера. 1978

В раннем детстве освоив лыжи, стал выдающимся спортсменом, первым и многократным чемпионом СССР по горным лыжам. Поступил в медицинский институт на спортивный курс, но через несколько лет учебы ушел из медицины, чтобы 1940 году стать студентом-скульптором Московского художественного института им. Сурикова. Во время войны институт эвакуировали в Среднюю Азию, в Самарканд, где у Гиппенрейтера была возможность наблюдать, как работают знаменитые преподаватели института – Владимир Фаворский, Роберт Фальк, Александр Матвеев – и это погружение в художественную среду позднее найдет отражение в его фотографиях.   После окончания института в 1948 году, в самый расцвет культа личности Сталина, когда художники – скульпторы были востребованы только для изготовления бюстов вождей, Гиппенрейтер, не видя себя в профессии, стал фотографировать спорт. Затем он увлекся охотой, но понял, что может добыть любую птицу, зверя, а хорошо сфотографировать – нет. Гиппенрейтер вновь пришел к фотографии и из своих путешествий уже стал привозить снимки. Вернувшись с Севера, показал массу черно – белых фотографий охотников, болот, изб художественному редактору газеты «Известия» – и получил предложение сделать из них экспозицию «Окон Известий». А еще – совет: оставаться собой и продолжать снимать так, как снимает. Гиппенрейтер так и сделал – стал фотографом, не похожим ни на кого больше. Как настоящий интеллигент, он никогда не шел на сделку с самим с собой, занимаясь единственно тем, к чему лежала душа – наблюдением за природой и своими чувствами к ней.

С тех пор в Москве он бывал лишь наездами и большую часть жизни провел в горах, на русском Севере,  в долгих походах в самых отдаленных уголках страны, собирая свою, заповедную Россию, стремясь в те места, где картинка из века в век – одна и та же, неизменная, и, вместе с тем, – всегда разная. И меняет ее он – человек, который стоит за камерой и снимает не  просто листья, озеро, туман, а описывает настроение, cамые мельчайшие оттенки того момента, когда он и пейзаж в объективе ведут безмолвный диалог, когда вокруг – тишина.

Природа навсегда становится его любимой моделью, и из-за  внимательного, чуткого отношения к ней она раскрывается на фотографиях Гиппенрейтера так, как нигде больше. Современного зрителя фотовыставок трудно удивить, но снимки Гиппенрейтера  по-прежнему остаются воплощением идеально прекрасного мира, и каждый фотограф, который снимает пейзажи, подсознательно (а иногда осознанно) подражает ему.

Вадим Гиппенрейтер. Тундра, остров Беринга. 1970

На выставке, посвященной 100-летию со дня рождения Вадима Гиппенрейтера, представлены работы, созданные им в разные годы: широко известные и экспонируемые впервые (фотографии из Средней Азии, натюрморты). По ним легко проследить географию поездок Гиппенрейтера – Урал, Кавказ, Саяны, Север, Дальний Восток, Камчатка – и удивиться, что вместе с дальними поездками и экспедициями не меньше внимания он уделял простому ландшафту средней полосы России, а когда уже не было возможности путешествовать, создавал свой особенный прекрасный мир в натюрмортах.

У человека XXI века все меньше возможностей для размышления и созерцания, вектор его внимания смещен в сторону быстрого потребления информации, рекламных образов. Фотографии Гиппенрейтера  – совсем иного порядка, словно возникшие из другого измерения. С их тишиной, сдержанностью и гармонией, они позволяют посмотреть на наш беспокойный мир со стороны, осознать его незначительный масштаб по отношению к вселенной. Возвращают нам возможность сделать остановку, ощутить спокойствие вечности и ценность каждого момента.

Наша группа Вконтакте #вадимгиппенрейтер