27 июля – 11 октября в Центре фотографии «Март» работает выставка «Искусство тайны». Необычные снимки шести фотографов, вдохновленные «Поэмой без героя» Анны Ахматовой и пьесами Шекспира, классическим искусством и сюрреализмом, детскими воспоминаниями и любовью. Чтобы создать таинственные и романтические образы, авторы обращались к технике коллажа или рисунка по фотографии, делали фотографии без фотоаппарата, варили пленки в кипятке или опускали их в морскую воду. Художественный образ рождается из неочевидного, из ассоциаций и метафор. Он создается разумом и интуицией, и даже сам автор не всегда может объяснить его. В искусстве заключена тайна, обращенная в века.
Фотограф из Санкт-Петербурга Ася Немченок представлена на выставке двумя сериями фотографий: «Akhmatova Poems» (по «Поэме без героя» Анны Ахматовой) и «Шекспир. Проекции». Ася Немченок делает фотоколлажи, вписывает вручную текст по изображению, рисует маслом по фотографии и соединяет ручные и цифровые приемы печати. Ее работы не иллюстрируют «Поэму без героя» напрямую. Из архивных снимков, рукописей, собственных фотографий и рисунков художник создает сложный визуальный образ Петербурга Серебряного века. Атмосфера маскарада первых глав «Поэмы без героя» сродни другой серии Аси Немченок «Шекспир. Проекции». Здесь в полной мере проявились яркая декоративность и театральность ее стиля. Портреты стилизованы под картины художников Возрождения, моделью выступал актер и режиссер Максим Диденко.
Московский художник Олег Бородин, заимствуя картинки из журналов и интернета, создает сюрреалистические и ироничные коллажи о современной жизни. Символический ландшафт, состоятельный буржуа времен общества потребления, культ здорового тела как элемент тоталитарной эстетики, отношения цивилизации и природы — вот беглый перечень основных тем и мотивов художника. Фотограф из Санкт-Петербурга Александр Черногривов, напротив, не прибегает к помощи компьютера, но не использует и фотоаппарат. Ему достаточно прямой проекции света на фотобумагу или соприкосновения с ней предметов. Силуэты, тени и фактуры образуют уникальный рисунок, погружая зрителя в ностальгию детских воспоминаний в серии «Игрушки» или в романтическую идиллию гармонии с природой в серии «Лидия».
Евгений Малахин (1938-2005), больше известный как Старик Б.У.Кашкин, — яркая фигура неофициального искусства Свердловска. Он буквально варил негативы в воде, чтобы деформировать эмульсию. Художник не знал, что точно получится в результате. Такой подход близок к идеям сюрреалистов создавать искусство за пределами сознания и авторского контроля. Он печатал фотографии с большими белыми и черными полями, имея в виду светлые и темные стороны жизни, романтическую любовь и мировую трагедию. Работы Евгения Малахина предоставлены «Галереей ПоЛе».
Совместная работа екатеринбургских фотографов Полины Стадник и Татьяны Швецовой-Яперовой по-своему продолжает традицию сюрреалистов. Чтобы нарушить стандартные химические процессы, Полина Стадник опускала слайды и пленки с изображениями руин античных храмов в Средиземное море. Неожиданные для самого автора цвета и артефакты привнесли в изображение неповторимую магию. Образы руин древности дополняют фотографии Татьяны Швецовой-Яперовой, где модель снята как барочная скульптура. Таким образом, граница между телом и камнем, живым и мертвым, прошлым и современностью становится прозрачной.
Выставка работает до 11 октября.