Издательство «Клаудберри» и Мультимедиа Арт Музей, Москва представляют презентацию книги Джеффа Дайера «Самое время», в рамках которой 18 июля 2017 года в 19:30 в Мультимедиа Арт Музее (Москва, ул. Остоженка, д. 16, кинозал) состоится дистанционна встреча-интервью с автором (вход свободный).

19-22 июля – пройдет ретроспектива фильмов от издательства «Клаудберри» (вход по билетам в музей).

На встрече 18 июля мистер Дайер расскажет о том, с чего начинался и как протекал процесс работы над книгой, как она получилась именно такой, какая есть, и о чем еще ему захочется. А также с удовольствием ответит на вопросы читателей.

Одним из модераторов дискуссии выступит Владимир Дудченко, критик, директор проекта  "Grinberg Photos", в прошлом представитель агентств Magnum Photos, Panos Pictures, Contact Press и Agentur Focus в России.

Джефф Дайер (р. 1958) – относительно молодой и очень известный британский писатель. Круг его интересов чрезвычайно широк и отнюдь не ограничен фотографией. Дайер написал четыре романа (на русский переведен лишь один – “Jeff in Venice, death in Varanasi” («Влюбиться в Венеции, умереть в Варанаси»)), несколько серьезных публицистических работ – среди которых книга о дорогом нашему сердцу Джоне Бергере “Ways of telling” («Искусство рассказывать»), критическая работа о фильме Тарковского «Сталкер» – “Zona” («Зона»), полный психологизма травелог “Yoga for people who can't be bothered to do it” («Йога для людей, которым нет до нее дела»), написанная с любительской точки зрения история джаза “But beautiful” («Зато красиво») и множество эссе и статей.

Иными словами, Джефф Дайер – своего рода универсальный солдат британской современной литературы. Он занимается самыми разными вещами, и все они беспрекословно подчиняются ему и по первому слову и покорно выстраиваются в нужном порядке. В результате получаются удивительные, ни на что не похожие книги, читать которые – нет, не одно удовольствие, а в общем-то работа. Удовольствие от прочтение и, главное, понимания, надо заслужить, и оттого оно будет еще больше.

О книге

Книга «Самое время» (“The Ongoing Moment”) представляет собой чрезвычайно необычное исследование фотографии. Именно исследование – несмотря на неклассическое исполнение, она имеет полное право так называться.

Джефф Дайер предлагает нехронологический и нелинейный взгляд на историю фотографии. Это попытка классификации и систематизации заведомо необъятного материала, при том что используемые критерии заведомо необъективны. Сам Дайер признает, что большего всего его работа похожа на «одну китайскую энциклопедию» Борхеса.

Список фотографов, чьи работы Дайер исследует, ограничивается 42 именами, среди которых особое место занимают Пол Стрэнд, Доротея Ланж, Андре Кертеш, Альфред Стиглиц, Эдвард Уэстон и Уокер Эванс. Своим нарочито субъективным подходом Дайер заранее отмел все претензии в духе «а как же А.?» или «почему так мало про Б.?», но у здравомыслящего человека таких вопросов и не возникает.

В книге приведено немало поэтических цитат, и это не случайно. Дайер изучает фотографии и обнаруживающиеся в них сквозные мотивы с дотошностью, достойной профессора литературоведения. Он находит тончайшие аллюзии и, кропотливо распутывая клубок, в который они неминуемо сплетаются, переходит от одного кадра к другому, от одного сюжета к другому. От «слепых музыкантов» к «ночным городам», от «рук» к «шляпам».

Несмотря на всю импрессионистичность, на первый взгляд кажущиеся разрозненными фрагменты на деле складываются в серьезное и всеобъемлющее повествование. Именно повествование, и ведется оно от первого лица. Книга не поделена на главы, и ее практически невозможно пересказать. Остается только прочитать.


Расписание кинопоказов


19 июля в 20:00

Анри Картье-Брессон: Просто любовь (Profils, Henri Cartier-Bresson: L'amour tout court)

Режиссер: Рафаэль О’Бирн
Франция, 2001, 52 мин.

Переведен и выпущен на русском языке к выходу книги Анри Картье-Брессона «Диалоги.

Анри Картье-Брессон – один из самых знаменитых и влиятельных фотографов ХХ века. Возможно, самый. «Отец фоторепортажа и фотожурналистики», сооснователь агентства Magnum Photos, автор термина «решающий момент», родоначальник «уличной фотографии» – у Картье-Брессона множество титулов, к сожалению, давно превратившихся в ничего не значащие штампы. Чтобы увидеть настоящего Картье-Брессона, необходимо остраниться от всего того, что о нем сказано и написано. Один из вариантов – послушать, что скажет он сам.

Это становится возможным, благодаря замечательному документальному фильму «Profils, Henri Cartier-Bresson: L'amour tout court», удивительным образом созвучному концепции книги «Диалоги».

Фильм представляет собой большое видео-интервью. Основную часть времени в кадре сам Анри Картье-Брессон, 92-летний и очень обаятельный. Он рассматривает и комментирует свои снимки, шутит и вспоминает. Некоторые из его высказываний режиссер Рафаэль О’Бирн развивает в отдельные вставные истории.


21 июля в 19:30

Роберт Капа – в любви и на войне (Robert Capa: In Love and War)

Режиссер: Энн Мейкпис
США, 2003, 90 мин.

Переведен и выпущен на русском языке к выходу книги Роберта Капы «Скрытая перспектива»

Роберт Капа – без преувеличения, самый известный военный фотокорреспондент за всю историю фотографии. Он оставил после себя тысячи снимков, которые до сих пор вдохновляют фоторепортеров со всего мира, и всего один полноценный текст – «Скрытую перспективу».

«Скрытая перспектива» – это книга воспоминаний о Второй мировой войне: потрясающе честная, увлекательная и страшная. Выполняя заказы для различных изданий, Капа посмотрел на Вторую мировую с разных сторон: он снимал в Англии, в Северной Африке, в Италии, Франции и Германии. Только появившись, его кадры с места событий мгновенно облетали передовицы всех американских газет.

«Роберт Капа – в любви и на войне» – это документальный фильм, лауреат премии Эмми и десятка международных фестивалей, очень хорошо сделанный и оказавшийся на удивление созвучным мемуарам самого Капы.

В фильме рассказывается о жизни легендарного военного фотографа, его профессиональной и творческой судьбе.  О его яркой натуре вспоминают историки фотографии и те, кому довелось знать этого гения лично – Картье-Брессон, Хироши Кубота, Стивен Спилберг.  В фильме представлено множество фотографий, исторических видео-материалов. Полная приключений жизнь Капы дала возможность авторам сделать не заурядный  байопик, а захватывающий и трогательный фильм о любви и войне, вслед за самим Капой показав, насколько ужасна война и насколько прекрасен человеческий дух. 


22 июля в 17:00

Искусство видеть с Джоном Бергером (Ways of Seeing with John Berger)

Режиссер: Майк Дибб
Великобритания, 1972, 4 серии по 30 минут

Переведен и выпущен на русском языке к выходу книги Джона Бергера «Искусство Видеть»

Классический фильм о том, как и в чьих интересах визуальные образы прошлого и настоящего воздействуют на мироощущение зрителя.

На примере общеизвестных произведений художественного искусства и типичных рекламных изображений Бергер показывает, что наряду с непосредственным сообщением практически каждая картина, каждый визуальный объект массовой культуры несет в себе идеологический заряд, обусловленный интересами доминирующего класса или же - доминирующего пола.

Британские реалии начала 70-х удивительным образом коррелируют с российской реальностью 2010-х. Рекламная сфера не так давно прошла этап становления и определила основные векторы своего развития. Наметилось распределение социальных ролей и экономических классов в обществе. Сформировался узкий круг корпораций, во многом задающих тон в сфере отношения к потреблению. Таким образом, через 40 лет в России оказались актуальны те самые проблемы, про которые Бергер говорил в 1972 году. В связи с этим, фильм будет интересен российскому зрителю не только как классическая работа о визуальных искусствах, но и как источник оригинальных идей об идущих сегодня социальных процессах.

По материалам фильма в 1972 году была выпущена одноименная книга, к выходу которой на русском языке и был приурочен перевод фильма.


22 июля в 19:30

За кадром. Фотожурналистика изнутри (Get the Picture)

Режиссер: Кэти Пирсон
Великобритания, Ирландия, Франция, США, 2013, 70 мин.

Переведен и выпущен на русском языке к выходу книги Говарда Чапника «Правда не нуждается в союзниках

«За кадром. Фотожурналистика изнутри» – это биография целой эпохи на примере одного человека.

Главный герой фильма – Джон Моррис, знаменитый американский фоторедатор, бывший свидетелем и участником огромного количества теперь уже исторических событий ХХ века.

Именно он опубликовал в LIFE репортаж Роберта Капы о высадке союзников в Нормандии. Он близко дружил со всеми основателями агентства Magnum и был единственным в истории агентства исполнительным фоторедактором. Он опубликовал на первой полосе New York Times сделанную Эдди Адамсом фотографию вьетнамца с приставленным к его виску пистолетом.

В фильме Джон Моррис не только рассказывает о своей жизни, но и рассуждает о профессии. И этот разговор поддерживают его небезызвестные коллеги, друзья  и ученики – корреспондент CNN Кристиан Аманпур и фотожурналисты Питер Тёрнли, Джеймс Нахтвей, Дон Маккалин, Марк Рибу, Стэнли Грин, Паоло Пеллегрин, Либрадо Ромеро.

Быть фотожурналистом – означает так или иначе быть втянутым в военные действия, быть свидетелем, а иногда даже и невольным участником. Именно этой теме во много посвящен фильм.

Все фильмы демонстрируются на языке оригинала с русскими субтитрами.

Вход по билетам.