Устинов Александр. ХХ век. 1962

В Москве, в Центре фотографии имени братьев Люмьер, откроется фотовыставка «Революция людей», посвященная истории научных и производственных достижений страны с 1917 года.

В основе совместного выставочного проекта Центра фотографии имени братьев Люмьер, благотворительного фонда «Система» и Концерна РТИ лежат фотографии классиков советского фотоискусства, видеосвидетельства и документальные материалы из закрытых архивов крупнейших оборонных предприятий, которые будут впервые открыты широкой публике. В год празднования 100-летия Революции выставка показывает революционность идей и разработок в области высоких технологий, радиотехники, микроэлектроники, авиации, тяжелой промышленности, которые воплощались в жизнь силами ученых, инженеров и рабочих.

Человек всегда был наиболее интересной и неисчерпаемой темой в искусстве. А образ человека труда был одним из ключевых образов в советской фотографии, в котором находили отражение как духовные ценности отдельного человека, так и идейные и социально-исторические установки каждой эпохи. Вслед за героем менялся и взгляд на него фотографа, сам подход к съемке, творческий метод. Таким образом, выставка также проследит ключевые вехи в развитии искусства фотографии советского периода. Документальные материалы, в том числе фотографии из архивов крупнейших промышленных предприятий, станут тематической опорой экспозиции. История революционных идей и разработок в разных областях науки проступает через документальные свидетельства и художественные образы ученых и рабочих.

Один из ключевых лозунгов Октябрьской Революции «Земли крестьянам, заводы рабочим!» нашел отражение в революционной устремленности образов рабочих 1920-30х годов в работах классиков советской фотографии А. Шайхета, М. Прехнера, М. Маркова-Гринберга. В своих работах фотографы старались отобразить стремительно меняющуюся страну с помощью собственных новаторских приемов в области формы: обрывистых, ракурсных снимков нового индустриального мира и его героев. Их фотографии показывали несгибаемость, волю и мужество людей новой формации и буквально заражали зрителя верой в светлое будущее.  

Военные репортажи Я. Халипа, А. Устинова, Н. Грановского и многих других военных фоторепортеров, которые снимали на передовой, из окопов, кабины самолетов, на оборонных предприятиях, явили яркий пример военного портрета, который призывал к победе. Героями очерков В. Хухлаева конца 1940х - начала 1950х годов становились люди, трудившиеся на стройках ново отстраивающихся городов и заводов. Портреты этого периода отличались излишней нарочитостью и постановочностью, но, тем не менее, заражали оптимизмом.

Оттепель приносит настроение свободы и новых надежд, а также колоссальный прорыв в науке. В середине 1950х-1960х гг. фотографы Е. Халдей, В. Лагранж, А. Хрупов, Я. Рюмкин, В. Куняев фокусируют свое внимание на «физиках и лириках», отказываясь от инсценировки и излишнего пафоса в пользу личных переживаний человека и живого репортажа. Экспозицию завершает независимая социальная документалистика 1970-80-х годов группы «Трива» (В. Соколаев, В. Воробьев).

Таким образом, через ключевые портреты, вошедшие в советскую фотографическую классику, архивные материалы и знаковые вехи в истории страны проступает образ человека, чьими силами творилась революция в науке и технологиях на протяжении XX века.

Вход на выставку - свободный.