Наверх
Loading
23 декабря 201629 января 2017

Александр Китаев. Двойное дно. Фотограммы

Россия, Санкт-Петербург
Art of Foto,
Часы работы: Вторник–воскресенье с 12:00 до 20:00, Вход свободный
Адрес: Большая Конюшенная, 1,
тел.: +7 (812) 312 28 56,
http://artoffoto.com/, email: info@artoffoto.com

© Александр Китаев

Устроители выставки, полагая, что истинное знакомство с авторским произведением может состояться только при встрече с оригиналом, предлагают вниманию зрителей выставку аналоговых фотографий известного петербургского фотографа Александра Китаева. Петербургские зрители несомненно видели публикации о творчестве этого автора в российской и зарубежной печати: в альбомах, журналах и каталогах выставок, где непременно отмечалось умение мастера, поборника петербургской пластической культуры, сочетать интерес к классике и авангарду, к запечатлению прекрасного как категории реального мира и как категории аналитического беспредметного изображения. В экспозицию «Двойное дно» вошли оригинальные произведения из нескольких циклов, созданных Китаевым в 1990-х - начале 2000-х гг., но объединенных единой техникой исполнения, получившей с лёгкой руки Мохоли-Надя название «фотограмма».

С техники фотограмм, которую иначе называют фотографированием без камеры, начиналась фотография как таковая. Говорят, что свойства светочувствительных материалов были знакомы еще древним египтянам или представителям какой-то великой протоцивилизации; говорят, что знаменитая Туринская плащаница получена тем же самым простейшим фотоспособом... Много чего еще говорят, однако все эти утверждения сомнительны. Достоверно же известно следующее. Еще в 1802 году англичанин Веджвуд опубликовал способ получения силуэтов на бумаге с азотнокислым серебром. К 1830-м годам относятся опыты одного из создателей фотографии Тальбота по запечатлению на бумаге всевозможных листиков, цветочков и мотыльков. Опытами этими, кстати, и по сию пору увлекаются начинающие фотолюбители. На протяжении всего XIX столетия эта прикладная техника, получившая название cliche verre, оставалась своего рода средством примитивного репродуцирования, и лишь в конце 1910-х гг. фотографы осознали собственную выразительность фотограмм. Первые художественные фотограммы были получены в 1918 году в Женеве Кристианом Шадом. Эти «шадографии» (по имени автора) в качестве виньеток использовал в своем знаменитом журнале «DADA» Тристан Тцара. В 1922 году свои первые «рэйограммы» показал Ман Рэй. 1920-е-1930-е стали временем расцвета фотографирования без камеры, в котором деятели Баухауза видели прямой путь в беспредметность, а сюрреалисты нашли новый тип взаимоотношений с реальностью. В те же годы в России с фотограммами замечательно работал Георгий Зимин. 

Впервые обратившись к фотограммам в 1990-е годы, Китаев далеко ушел от своих знаменитых предшественников. Он сразу начал работать не с элементарными формулами контрастов и контуров, а с трехмерным и прозрачным стеклом, позволяющим создавать сложные пространственные композиции. И если поначалу художника еще интересовали верные тени давно исчерпавших свою прямую функцию предметов, то затем он пришел к созданию совершенно новых реальностей. Пафос «остранения», в равной мере воплощавшийся в попытках Рене Магритта «увидеть заново» обычный стакан и в фотограммных композициях Ман Рея и Мохоли-Надя, оказался отвергнут ради обретения нового инструментария -- стеклянной бутылки и светового потока. 

Конечно, при большом желании эти композиции можно попытаться втиснуть в рамки традиционной жанровой системы: одну назвать «пейзажем», в другой увидеть «натюрморт», подобно тому, как в живописи Ива Танги можно узреть метафизические ландшафты. Однако все разговоры о жанре выражают, скорее, наше собственное бессилие, подсознательно ощущаемое всякий раз, когда речь заходит о беспредметности. В сущности, даже неизбежное при развеске определение «верха» или «низа» композиции является своего рода насилием над изображением и существенно ограничивает многовариантность ее восприятия. Смысл формальных исканий Китаева заключается как раз в расширении привычного круга представлений: о земном притяжении, творчестве, фотографии, наконец, о себе самом... Перед нами настоящее «беспредметное», абстрактное искусство.

Ю. Демиденко

Александр Китаев (род. 1952), свободный художник с 1999 года, живёт и работает в Санкт-Петербурге. Автор более семидесяти персональных выставок, проходивших в России, Англии, Германии, Голландии, Греции, Италии, Швейцарии, участник более 150 групповых выставок. Созданные им произведения хранятся в отечественных и зарубежных государственных и частных собраниях. С 1996 по 2010 гг. в качестве куратора осуществил восемнадцать выставочных проектов; автор множества публикаций и лекций по истории и теории фотографии. Автор альбомов: «Невольная линия ландшафта» (2000), «Still-light» (2000), «Благословение» (2000), «Отражения» (2001), «Жанр: Петербург» (2011), «Прогулки по Марлинской аллее» (2015), «Афонский винтаж» (2015), «Патина. Старый Летний сад» (2015), а также книг: «Субъектив» (2006), «Субъективно о фотографах. Письма» (2013), «Петербург Ивана Бианки. Poste restante» (2015), «Петербургский свет в фотографиях Карла Даутендея» (2016)

Во время выставки состоится презентация двух новых авторских альбомов Александра Китаева, вышедших в 2016 году: «Путешествие света» и «Непостижимый Петербург».

   Открытие выставки: 23 декабря 2016 года в 18.00 в галерее Art of Fotо, Санкт-Петербург, ул. Большая Конюшенная, дом 1.


Подпишитесь на рассылку Photographer.Ru
Новости | 18 января 2017
Фрике Янсенс, 20 лет в фотографии
Ретроспектива Фрике Янсенс в Ingrid Deuss gallery
Спасти потеряшек
Проект «Потерянные Плёнки Америки» проявляет воспоминания
Приглашение к участию в конференции «ПОСЛЕ (ПОСТ)ФОТОГРАФИИ»
3-я международная конференция по визуальным исследованиям, теории и истории фотографии