Эл Ванденберг Без названия, из серии «В один прекрасный день». 1975 – 1980 © Al Vandenberg / Courtesy Eric Franck Fine Art
Эл Ванденберг Без названия, из серии «В один прекрасный день». 1975 – 1980 © Al Vandenberg / Courtesy Eric Franck Fine Art

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ
МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА / МУЗЕЙ «МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ»
ERICK FRANK FINE ART, LONDON

При поддержке Посольства США в РФ

представляют выставку

ЭЛ ВАНДЕНБЕРГ «В ОДИН ПРЕКРАСНЫЙ ДЕНЬ»

Кураторы: Ольга Свиблова, Анна Зайцева

Стратегический  партнер Музея: Ahmad Tea в России

Мультимедиа Арт Музей Москва представляет выставку легендарного американского фотографа Эла Ванденберга (1932—2012.) «В один прекрасный день».

Эл Ванденберг родился в Бостоне, (США), учился в Нью-Йорке под руководством звезд мировой фотографии — Ричарда Аведона, Алексея Бродовича и Брюса Дэвидсона.

Он начал фотографировать, по его собственному признанию,  «на улицах Нью-Йорка, блуждая от одного депрессивного района, к другому, вдохновляясь творениями Гарри Виногранда и Дианы Арбус, стараясь сделать как можно больше фотографий повседневной жизни низших слоев общества».

Уже в 1960-е годы Ванденберг добился успеха и начал активно работать  в сфере коммерческой фотографии и рекламы. Наибольшую известность ему принесла обложка альбома  группы The Beatles «Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band», в создании которой он принял участие. По мнению журнала Rolling Stone и согласно опросу, проведенному среди британских любителей музыки, она по сей день занимает одно из лидирующих мест среди обложек музыкальных альбомов.

В 1974 году Ванденберг переехал в Лондон и полностью прекратил коммерческую деятельность. Он вновь обратился к своим ранним нью-йоркским опытам — фотографировал необычных, ярких, раскрепощенных людей, которых встречал на улице, следуя принципу: «Я фотографию в хорошие дни, когда у меня есть настроение и у моих героев тоже». Раз за разом он прочесывал лондонские улицы в поисках героев для своего проекта. «Я совершаю еженедельный ритуал, обходя всю территорию центрального Лондона… Брик-Лейн-Маркет в воскресенье рано утром, заливной угорь в 4 часа в Ковент-Гарден, от Ворлдс-энда к Слоун-сквер… И далее по списку. Я прохожу Лондон из одного конца в другой и работаю на улице».  

Эл Ванденберг работал над проектом «В один прекрасный день» пять лет — с 1975 по 1980 год. В уличных портретах Ванденберга  виртуозно схвачены стиль, настроение и интонация Лондона, характерные черты которого в то время определяли такие персонажи, как основатель и бас-гитарист рок-группы Motorhead  Лемми (Лемми Килмистер) или эпатажная английская актриса и модель Джордан (Памела Роук), работавшая с Вивьен Вествуд и Малькольмом Маклареном.

Ванденберг вспоминал: «Это великое время быть молодым, когда вся ваша жизнь впереди. Это время любви, надежды, мечтаний, большого творческого потенциала. Это время вдали от дома, от родителей, время творить свободу. Вы чувствуете, что можете быть, кем угодно, и делать, что угодно. Будущее кажется прекрасным».

Фотографии Эла Ванденберга пронизаны позитивной энергией. В них не скрыто никакой иронии или критики, за ними не стоят сложные концепции, литературные теории или мучительная саморефлексия. Ванденберг умел сопереживать своим персонажам, мгновенно улавливая их настроения, а главное, он  обладал удивительным даром преподносить результаты своей многолетней кропотливой работы легко и радостно, словно эти снимки получились у него сами собой, без всяких усилий.