Л.Н. Толстой и И.Е. Репин. 1908 г. Ясная Поляна. Фотография С.А. Толстой Цифровая печать Собрание Государственного музея Л.Н.Толстого
Л.Н. Толстой и И.Е. Репин. 1908 г. Ясная Поляна. Фотография С.А. Толстой Цифровая печать Собрание Государственного музея Л.Н.Толстого

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ
МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА /
МУЗЕЙ «МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ»
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ Л.Н.ТОЛСТОГО

представляют выставку

ЛЕВ ТОЛСТОЙ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ФОТОКАМЕРЫ

Мультимедиа Арт Музей, Москва и  Государственный музей Л.Н. Толстого представляют выставку  «Лев Толстой сквозь призму фотокамеры», посвященную  одному из величайших русских писателей и философов Льву Николаевичу Толстому.

В экспозицию вошли более 130 уникальных снимков, из собрания Государственного музея Л.Н. Толстого, созданных в период с 1849 по 1913 годы, позволяющие расширить наше представление о жизни и характере великого писателя, увидеть Ясную Поляну, Крым, Мещерское, московский дом в Хамовниках такими, какими их видел сам Лев Николаевич Толстой.

Выставка включает как работы признанных звезд  фотоискусства  того времени, так и любительские снимки, в исполнении его друзей, журналистов, публицистов и членов семьи.

По воспоминаниям современников Лев Николаевич Толстой искренне интересовался техническими новинками, одной из которых, несомненно, в то время была фотография. Уступая настоятельным просьбам фотографов и семьи о съемках, иногда Лев Николаевич соглашался на это крайне неохотно, ведь из-за специфики фотопроцесса, в частности, долгой выдержке, позировать приходилось долго, Толстой всегда с огромным интересом беседовал с фотографами, с интересом расспрашивая гостей обо всех особенностях фототехники и технической стороне процесса фотосъемки.

Самые ранние портреты Льва Николаевича Толстого на выставке датированы 1849 и 1854 годами. Это переснимки с даггеротипов из петербургского ателье В.Шенфельдта и московского ателье К. Мазера.

Первым фотографическим в  современном значении этого слова, портретом Льва Толстого – является снимок Сергея Львовича Левицкого, известного придворного фотографа, «отца» русской фотографии, как называли его современники, за огромный вклад в ее развитие и популяризацию в России. Именно Сергей Левицкий изобрел первую в истории фотографии камеру со складывающимся мехом, первым применил вспышку магния, а также одним из первых в России начал снимать при электрическом освещении.

По мнению Ивана Бунина, портрет Льва Толстого, созданный Сергеем Левицким в 1856 году, является одним из самых замечательных портретов великого писателя. В том же  году Левицкий сделал еще один знаменитый снимок, на котором Толстой запечатлен в кругу писателей-сотрудников журнала «Современник», среди которых были Д.В. Григорович И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, А.В. Дружинин и А.Н. Островский.

По мнению исследователей истории русской фотографии, в 1880-е годы профессиональная фотография переживала период упадка. На общем тусклом фоне, по словам исследователя Г.М. Болтянского, выделялась деятельность фотоателье «Шерер, Набгольц и Ко». Это единственная фирма, которая фотографировала Толстого на протяжении очень длительного времени – 25 лет. Фотографии Толстого, на которых он позировал в кругу семьи и друзей были сделаны по инициативе Софьи Андреевны Толстой, по большей части для собраний сочинений Толстого, подготовкой которых она занималась. Одним из самых известных снимков ателье «Шерер, Набгольц и Ко» является фотография Толстого в темной блузе со скрещенными на груди руками, созданная в 1885 году.

Накануне 80-летнего юбилея писателя, в 1908 году, в Ясную Поляну приехал знаменитый петербургский фотограф, один из основоположников отечественного фоторепортажа Карл Булла с сыном. За два дня они создали невероятную предъюбилейную серию фотографий, до сих пор изумляющую зрителей жизненной правдой и техническим блеском: психологически ёмкие портреты писателя, его семьи, гостей, крестьян, виды и интерьеры усадьбы и ее окрестностей.

Особое место в экспозиции занимают любительские фотографии, созданные друзьями Льва Толстого, его женой Софьей Андреевной Толстой а также его детьми – Марией Львовной Оболенской, Александрой Львовной и Ильей Львовичем Толстыми.

Одна из лучших серий снимков Льва Николаевича Толстого, создана его другом Владимиром Григорьевичем Чертковым, посредством фотографии, как никому другому ему удалось передать и сложность, и противоречивость, и в то же время цельность личности  гениального писателя. На фотографиях Владимира Черткова можно наблюдать Толстого в самых разных настроениях и обстоятельствах: с интересом беседующего с крестьянами, неспешно прогуливающегося в Ясной Поляне, увлеченно играющего в городки с родными. Чертков сумел зафиксировать мельчайшие индивидуальные узнаваемые черточки писателя: особую манеру сидеть, ходить, держать в руке перо. Он создал невероятно «живой» образ Льва Толстого, запечатлев его в моменты болезни, усталости, гнева, радости, величайшего духовного подъема и творческой сосредоточенности.

Не менее трогательные и живые снимки созданы женой Льва Николаевича Толстого и его детьми.

В 1900 году первые свои снимки сделала дочь Толстого - Мария Львовна Оболенская. Она дорожила покоем отца, который не любил фотографироваться, потому не злоупотребляла своей близостью к нему и снимала Толстого редко. Она практически не фотографировала Толстого во время семейных собраний, в больших группах, с родственниками и знакомыми. НА ее снимках мы видим Льва Николаевича в моменты, которыми он особенно дорожил: за чтением во время отдыха, в общении с близкими людьми.

Александра Львовна Толстая, младшая дочь Льва Николаевича, почти до самой его смерти жила с родителями в Ясной Поляне и помогала отцу в перепечатке рукописей, отвечала по его просьбе на многочисленные письма и выполняла другие секретарские поручения. Она фотографировала отца, повинуясь порыву, озорству, желанию зафиксировать на снимках то, что привлекло ее внимание какой-то необычной, смешной черточкой в его одежде, жесте, выражении лица.