© Арсений Семенов. О трудностях при постановке натюрморта. 2007

Галерея классической фотографии и Photographer.ru представляют «Фотографический натюрморт: ревизия», итоговую выставку конкурса фотографического натюрморта, проходившего летом 2016 года.

Вернисаж 22 сентября с 19.00 до 21.00. Вход в галерею во время вернисажа бесплатный.

Натюрморт – классический жанр изобразительного искусства. Изображение вещи издавна сопровождало изображения человека и окружающего мира, и к XVII веку обрело самостоятельность. Не случайно, натюрморт стал в числе первых жанров, в которых попробовало силы молодое искусство фотографии в конце 1830-х годов. Основными чертами, отличающими натюрморт от остальных жанров, считаются:
– концентрация внимания на неодушевленных мобильных объектах – это своеобразный «портрет вещи»;
– незримое присутствие человека. Чтобы попасть в натюрморт объекты должны быть созданы, изменены или выхвачены из своей естественной среды человеком: цветы срезаны, дичь убита и т.д. и т.п.

Организаторы конкурса выделили два раздела в жанре современного фотонатюрморта – постановочный и непостановочный – и объявили две номинации: «Классика жанра» и «Найденные объекты».

«С определенного времени жанр натюрморта в изобразительном искусстве стал главным учебным жанром и основным полем для художественных поисков и экспериментов. До сих пор в художественных школах учебу начинают с постановки натюрмортной композиции, а также проверяют знания при поступлении в высшие художественные учебные заведения. И отобранные результаты конкурса, пожалуй, могут показать суть современной ситуации в искусстве – времени бесконечной свободы поисков, постмодернистской возможности вести диалог с любыми явлениями настоящего и эпохами и традициями прошлого.

На выставке мы показываем не просто наиболее высоко оцененные жюри работы, но и широкую палитру тенденций и подходов к постановочному и непостановочному натюрморту. Это и четко продуманные велеречивые многопредметные композиции, так или иначе отсылающие к золотому веку голландского искусства; и случайно выхваченные минималистичные фрагменты реальности, в фокусе внимания которых обыденные предметы обретают эстетическое звучание; и, казалось бы, знакомые предметы, иногда до неузнаваемости преображенные с помощью разнообразных манипуляций с техниками и самим изображением; и, наконец, карточки, представляющие концептуальные серии, использующие форму натюрморта для обобщения, осмысления и выражения мыслей об особенностях и характере явлений современности».

Игорь Волков
искусствовед, научный сотрудник Московского Дома Фотографии

Участники выставки: Дмитрий Музалёв, Алексей Скрипин, Сергей Гайлит, Алексей Соловьев, Анастасия Лобанова, Ван О, Баль Игорь, Наталья Абрамович, Родион Атаулин, Карина Арутюнян, Александр Подосинов, Никита Александров, Алина Киселёва, Алексей Белов, Игорь Гаврилкин, Арсений Семенов, Лидия Шипицына, Ветре Антанавичуте, Лариса Лофицкая, Валерий Востоков, Виктор Печенев, Дмитрий Егоров, Николай Марочкин, Маша Троцки, Светлана Пожарская, Надежда Кузнецова, Юлия Роднина, Даниил Иванов, Александр Никольский, Ольга Охлопкова.