Анастасия Цайдер. Из серии «Мценск»
Анастасия Цайдер. Из серии «Мценск»

Тема выставки «У времени в плену» — деревня с ее укладом жизни, уходящим в прошлое под натиском прогресса. Но судьба деревни может быть понята как метафора истории, а выставка — как размышление о человеке, природе и искусстве в их взаимоотношениях со временем. Выставка объединила авторов разных поколений и фотографии, сделанные на временном отрезке в 30-40 лет. Название заимствованно из стихотворения Бориса Пастернака «Ночь».

Большая часть выставки состоит из работ Галины Лукьяновой и Михаила Голосовского – классиков отечественной фотографии. Много лет они живут в дали от крупных городов, в уединении сельской жизни, что не мешает создавать выдающиеся произведения. Галина Лукьянова заявила о себе в 70-80-е годы. Это было время, когда к фотографу относились как к солдату в идеологических войнах, а искусство фотографии не было признано на официальном уровне. Лукьянова своим творчеством опровергала эту точку зрения. Казалось бы, она фотографировала простые вещи: кухню, дом, двор, свою деревню, разрушенную церковь, но не знает равных ее талант увидеть поэзию в обыденном и поразительное чувство света. Ей присущи ностальгия по уходящему в прошлое миру русской деревни и, одновременно, восхищение величием и мощью природы.

Фотографии Галины Лукьяновой и Михаила Голосовского в авторской печати предоставлены на выставку Музеем российской фотографии (Коломна, Московская обл.).

Для молодого фотографа Анастасии Цайдер деревня - миф и предание. Из книг, картин и кинофильмов сложился для нее идеальный образ деревни, и лишь затем она отправилась на его поиски в реальной жизни. Анастасия работает в сложном жанре интерьера, где в кадре нет людей и событий, только вещи. Но предметный ряд несет в себе этнографический и символический смысл, являясь и документом для ученого, и образом для художника. На выставке представлены фотографии Анастасии Цайдер из проекта «Мценск». Он был показан на главном европейском фотофестивале Rencontres d’Arles и вошел в шорт-лист престижной Премии Кандинского в области современного искусства. Мценск здесь не точка на карте России, а спрятанный в глубинах провинции мифический мир.

К поиску утраченного времени обращены работы Евгения Молодцова. Фотограф много времени посвятил изучению истории и культуры вепсов —  финно-угорского народа, проживающего на территории Карелии и Ленинградской обл. В 2010 г. этнос насчитывал всего 6 тыс. человек. Работая над проектом, Евгений разыскивал в Вепсском лесу брошенные деревни и проецировал на стены оставленных домов архивные фотографии. И как фрески античных городов, на срубах появлялись призрачные следы когда-то бывшей здесь жизни. Для фотографа этот проект — протест против утраты исторической памяти, национальной и региональной идентичности. Фотографии из серии «Вепсский лес» были награждены Гран-при конкурса «Точка на карте» на Международном фестивале фотографии «Фотопарад в Угличе» в 2016 г.

Анастасия Цайдер. Из серии «Мценск»
Анастасия Цайдер. Из серии «Мценск»

Галина Лукьянова. Обряд. 1978
Галина Лукьянова. Обряд. 1978

Галина Лукьянова. Осень. 1982
Галина Лукьянова. Осень. 1982

Галина Лукьянова. Прикосновение. 1977
Галина Лукьянова. Прикосновение. 1977

Галина Лукьянова. Фросина дорожка. 1982
Галина Лукьянова. Фросина дорожка. 1982

Евгений Молодцов. Из серии «Вепсский лес»

Евгений Молодцов. Из серии «Вепсский лес»

Михаил Голосовский. Качели. 1981