С 5 августа по 11 сентября в Галерее Классической Фотографии пройдет ретроспектива фотохудожника Николая Андреева – одного из выдающихся представителей школы русского пикториализма начала XX века.

Выставка под названием «Николай Андреев. Серпухов. Россия» проводится совместно с филиалом Серпуховского историко-художественного музея, где размещена постоянная экспозиция, посвященная памяти мастера.

Тема выставки, как и ее название, выбрана не случайно. Так подписывал свои работы сам автор, представляя Россию на международных фотографических выставках и салонах в Европе, Канаде и Японии.

Многие работы мастера зрители увидят впервые.

Николай Андреев (1882–1947) – один из самых ярких и талантливых российских фотографов-пикториалистов. По своей значимости его имя стоит в одном ряду с именами выдающийхся мастеров жанра: Юрия Еремина, Александра Гринберга, Николая Свищова-Паолы. Главными объектами его творчества были мир русской деревни, человек за повседневным трудом, пейзажи русской природы. Фотограф много снимал в окрестностях подмосковного Серпухова, на берегах рек Оки, Протвы, Нары, Скниги. При этом съемка была лишь частью большого художественного процесса по созданию фотографии. Фотографы-пикториалисты использовали в своей работе так называемую «облагораживающую технику» позитивной печати – масляный процесс, бромойль с переносом, гуммиарабик. При финальной обработке отпечатка в ход шли даже кисти, которыми пользовались художники. В итоге получалось нечто совершенно не похожее на привычную нашему времени фотографию – снимок становился произведением сродни искусству импрессионизма.

При советской власти пикториалисты подвергались различным нападкам со стороны властей и профессиональных организаций, пропагандировавших «социалистический реализм» как единственно возможный путь развития искусства. Не избежал этой участи и Николай Андреев, который подвергался критике за формализм и упадничество. Пытаясь выйти из ситуации официального запрета, Андреев в 1937 году в составе группы московских и провинциальных фотографов (в которую также входили А. Родченко, А. Шайхет, Б. Игнатович, Л. Шокин и др.) совершает поездку по новому каналу «Москва-Волга», но представляет на выставку пейзажи в своем традиционном пикториальном стиле. Его работы по-прежнему критикуются государственной пропагандой. В начале 1940-х годов Николай Андреев тяжело заболевает, что приводит к параличу и потере речи. Умирает Николай Андреев в Серпухове, в 1947 году.

На фотовыставке «Николай Андреев. Серпухов. Россия» можно увидеть около пятидесяти снимков из собрания мастера, из них 14 – авторские отпечатки, выполненные в период с 1920-х до конца 1930-х годов. В основном это пейзажи средней полосы России, сценки из крестьянской жизни, портреты. Многие из представленных работ отличает лирический психологизм и глубокое осмысление простых на первый взгляд объектов съемки. Автор искусно сочетает графическую точность образов с символической мягкостью силуэтов.

И еще одна деталь. В экспозиции находятся работы не только из фондов Серпуховского историко-художественного музея. Часть фотографий представлена из архива семьи Андреева и выставляется впервые.

Открытие экспозиции состоится 4 августа в 15 часов по адресу: Москва, Саввинская набережная, дом 23 стр. 1. В открытии мероприятия примет участие внучка Николая Андреева Наталья Дурынина. По традиции, вход на открытие выставки будет свободным для всех желающих.