Вторая международная конференция «После (пост)фотографии» приглашает к обсуждению понятий индексальности и истинности/доказательной ценности фотографического изображения: насколько устойчивы эти понятия в современных условиях, когда они часто объявляются устаревшими?

Конференция задумана как платформа для междисциплинарной дискуссии о фотографии в области визуальных исследований /исследований культуры. К обсуждению в рамках конференции предлагаются следующие темы (рассматриваются также темы за пределами этого списка):

  • Переосмысление истории фотографии
  • фотография как инструмент власти и контроля
  • частная и коллективная память в фотографии
  • фотография как инструмент познания и как свидетельство
  • профессиональные и непрофессиональные фотографические практики
  • манипуляция фотографий и манипуляция посредством фотографий
  • фотография-документ и фотография-искусство

Особая тема конференции 2016 года – фотография в сети Интернет: новые фотографические практики, появившиеся с развитием социальных медиа; изменение роли фотоаппарата после появления мобильных телефонов; исторические предшественники таких инструментов как Инстаграм, Google Streetview, Snapchat; влияние «селфи» на эстетику вернакулярной фотографии и т.д.

Место и время: ул.Гагаринская 3а, Европейский Университет в Санкт-Петербурге, 14-16 апреля 2016г.

14 апреля

12.00 Регистрация участников, кофе
13.00 Приветственные слова

Секция 1: Практики фотографии. Ведущий секции — Фридрих Тетьен (Венский университет)

13.30 Яна Йоханна Хэкель, Католический университет Лувена (Бельгия): Drone-art как критический контр-нарратив современной визуальной культуры
14.00 ЛиЛи Джонсон, Йельский университет (США): «Селфи», поиск биологических родителей, эпистемология субъекта
14.30 Линда Стир, Универсиет Брок (Канада): Фотография, кризис, эмпатия
15.00 Обсуждение
15.30 Перерыв на кофе
16.00 Ирина Чмырёва, НИИ ТИИ при РАХ : Опознание памяти и идентификация иллюзий — опыт «прочтения» фотографических отчетов и позднейших фото-исследований цивилизационных мега-проектов
16.30 Мария Ромакина, МГУ: Современный фотографический автопортрет: в поиске Другого
17.00 Джин Мари Кэри, Университет Отаго (Новая Зеландия): Возвращение индексальности: архивные фотографии Франца Марка и Расси Марк
17.30 Аско Лехмускаллио, Университеты Тампере (Финляндия) и Зигена (Германия): Визуализации цифровых фотографий как эвристические изображения
18.00 Обсуждение

Секция 2: История фотографии. Ведущий секции — Крис Белден-Адамс, Университет Миссисипи (США)

13.30 Виктория Мусвик, Европейский гуманитарный университет (Вильнюс):  Архив воображаемый, архив реальный в современной российской фотографии: рефлексия, ассоциация, проекция
14.00 Каролин Гёрген, Парижский университет VII Дени Дидро: Региональные любители в поисках национальной легитимности. Калифорнийский фотографический клуб на рубеже XXвека
14.30. Ольга Хорошилова, Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна: «Необычная свадьба». Фотографии мужской свадьбы в контексте гей- и травести-культуры Петрограда 1920-х годов
15.00 Обсуждение
15.30 Перерыв на кофе
16.00 Симон Байер, Университет Базеля : Разрез, сгиб, поворот. Лепорелло Эль Лисицкого, выставка «Пресса», 1928
16.30 Дарья Панайотти, независимый исследователь : Дисциплина фотографического взгляда: нормативная поэтика советской документальной фотографии.
17.30 Обсуждение

15 апреля

Секция 3. Эстетика и искусство. Ведущий секции — Илья Доронченков, Европейский Университет в Санкт-Петербурге

10.00 Себастьян Эгенхофер, Венский университет: Истинное присутствие (на) фотографии. Заметки к Picture for Women Джеффа Уолла
10.30 Вера Толлманн, Берлинский университет искусств/Гамбургская высшая школа изобразительных искусств : От «Степеней десятки» до степеней 4
11.00 Обсуждение
11.30 Перерыв на кофе
12.00 Франциска Кунце, Гумбольдт-университет (Берлин): Назад в будущее. Противоречивый путь перевода аналоговых характеристик на цифровой язык
12.30 Нина Сосна, Институт философии РАН: Мультиплицирование слоев: фотография в медленном видео
13.00 Обсуждение
13.30 Обед

Секция 4. Материальность фотографии. Ведущий секции — Ольга Аннанурова, Москва

10.00 Мерле Радтке, Академия изящных искусств (Гамбург): Осуществление материального… когда фотографии уже существуют
10.30 Магдалена Вроблевска, Варшавский университет: За пределами репрезентации: фотография как вещь
11.00 Обсуждение
11.30 Перерыв на кофе
12.00 Оливер Климпель (Берлин): Захватанные углы — современное фото-графическое Изображение
12.30 Ольга Давыдова, СПбГУ: Материальность фотографического образа: поврежденные негативы и проблема подлинности
13.00 Обсуждение
13.30 Обед

Секция 5. Теория фотографии. Ведущий секции — Ирина Чмырёва, НИИ ТИИ при РАХ

14.30 Валерий Савчук, СПбГУ: Как возможна философия фотографии?
15.00 Андрей Хорошилов, СПбГУ: Социальное конструирование фотографии
15.30 Денис Скопин, СПбГУ: Критика «расхожего психоанализа» в работе Барта Camera Lucida
16.00 Обсуждение
16.30 Перерыв на кофе
17.00 Крис Белден-Адамс, Университет Миссисипи (США): Исследование «кризиса идентичности» фотографической индексальности в пост-пост-цифровую эпоху
17.30 Даниэль Бюлер, Немецкий исследовательский фонд/Брауншвейгский университет искусств: Пост-документальная мобилофотография. Новая эстетика и устойчивые представления о достоверной репрезентации
18.00 Обсуждение

Секция 6. Теория фотографии. Ведущий секции — Екатерина Васильева, Санкт-Петербургский государственный университет

14.30 Нигина Шаропова, ВШЭ (Москва): Как возможна документальность фотографии? От мимесиса к экземплификации и vestigium
15.00 Джеймс Хеллингс, Университет Ридинга (Великобритания): (Магическое) созидание: невидимое видимое
15.30 Виктор Круткин, Удмуртский государственный университет (Ижевск): Фотография  как письмо светом в тени социальных сетей
16.00 Обсуждение
16.30 Перерыв на кофе
17.00 Оксана Гавришина, РГГУ (Москва): Фотографии в метро — в перспективе
17.30 Мария Грация Кантони, Институт Петрини Лукка (Италия): Симулированное Тело. Новый взгляд на восприятие Другого как Субъекта
18.00 Обсуждение

16 апреля

Секция 7. Научная и прикладная фотография. Ведущий секции — Мария Гурьева, Санкт-Петербургский государственный институт культуры

10.00 Анна Котомина, Государственный политехнический музей (Москва): Инфографика и фотография от Г. Гельмгольца до Л.Мановича. Сто лет конкурентной борьбы за доверие публики
10.30 Янай Тойстер, Сиднейский университет: Фотография за пределами фотографий
11.00 Обсуждение
11.30 Перерыв на кофе

Секция 8. Политика и журналистика. Ведущий секции — Екатерина Богачевская, академия «Фотографика»

10.00 Михаил Сидлин, Московская школа фотографии и мультимедиа им.Александра Родченко: Империалисты, шпионы и иностранные журналисты: визуальные методы создания образа врага в журнале «Огонёк» 1957 года
10.30 Кевин Бидерман, Королевский колледж искусств (Лондон): Визуальные технологии наблюдения в Лондоне (с 1994 по сегодняшний день): дисциплина, контроль и материальност ь цифровых визуальных медиа
11.00 Обсуждение
11.30 Перерыв на кофе
12.00 Винг Ки Ли, Баптистский университет Гонконга: Си Цзиньпин на площадках движения «оккупай»: производные работы и интерактивная пропаганда Гонконгского «зонтичного движения» (2014)
12.30 Обсуждение
13.00 Подведение итогов